Правила, касающиеся имен и атрибутов Аллаха
Правила, касающиеся имен и атрибутов Аллаха

Правила, касающиеся имен и атрибутов Аллаха

Правильное понимание имен и качеств Всевышнего Аллаха зиждется на твердой вере и абсолютной убежденности во всех именах и качествах, которыми Аллах охарактеризовал Себя Сам и которыми Его охарактеризовал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, без их искажения /тахриф/ или отрицания /та’тиль/, а так же без их представления /такйиф/ и без уподобления их качествам творений /тамсиль/.

Искажение /тахриф/ подразумевает изменение истинной сути имен и качеств Аллаха. Оно бывает двух видов:

1. Искажение названия посредством прибавления к слову лишних букв, либо удаления из этого слова одной или нескольких букв, либо путем изменения в нем огласовок /харакатов/.
Таким образом представители заблудших течений изменили слово «истауа» в высказывании Всевышнего: «Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне)» Сура «Та ха», аят 5. Значением данного слова является «вознесся», «поднялся», «возвысился», «утвердился», но они истолковали его как «истауля», что уже дает в корне другое значение — «овладел».

2. Искажение значения посредством истолковывания слова вопреки его исконному смыслу, который вложили в него Аллах и Его посланник.
Например, толкование слова «йад» в выражении Всевышнего «Рука Аллаха» как «мощь Аллаха» или Его «милость». Данное толкование является неправильным и не имеет основы ни в текстах Корана и Сунны, ни в общепринятых правилах арабского языка.

Отрицание /та’тыль/ подразумевает полное непризнание качеств Аллаха. Так поступают те, которые считают, что у Всевышнего Аллаха вообще отсутствуют какие-либо качества.

Представление /такйиф/ подразумевает представление (описание) характеристик или образа божественных качеств. Так поступают некоторые представители заблудших течений, которые искажают значения качеств Аллаха, придают им определенную форму и описывают, например, какой является Его Рука или каким образом Он вознесся на Трон. Такие описания лживы, так как об этом не знает никто, кроме Самого Аллаха. Творения не знают этого и не способны к постижению этого.

Уподобление /тамсиль/ подразумевает уподобление качеств Аллаха качествам творений. Такой человек, например, говорит: «Аллах обладает слухом, таким же, как наш слух», — или: «У Аллаха есть Лик, такой же, как наши лица». Аллах превыше всего этого!

Правильный подход к именам и качествам Аллаха строится на трех принципах, и каждый, кто поймет и примет их, никогда не впадет в заблуждение в этом вопросе. Эти принципы следующие:

1. Никакое из качеств Великого и Возвышенного Аллаха не похоже на качества Его творений.
Сказал Всевышний Аллах: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура «Совет», аят 11. Данный прекрасный аят указывает на отсутствие какого-либо сходства между Творцом и творениями и ясно утверждает, что Всевышний обладает слухом и зрением, которые не похожи на слух и зрение творений, несмотря на то, что эти два качества присущи очень многим из созданий Аллаха. Также это доказывается словами Всевышнего: «Никого не сравнивайте с Аллахом» Сура «Пчелы», аят 74, и словами Аллаха: «…нет никого равного Ему» Сура «Очищение веры», аят 4.

2. Имена и качества, которыми Аллах нарек и охарактеризовал Себя и которыми Его охарактеризовал Его посланник, подобают Его величию.
Пречистый Аллах обладает сущностью (зат), которая не похожа на сущности творений. Его качества и деяния тоже не похожи на качества и деяния творений. Следовательно, если человек признаёт, что сущность Аллаха реальна, обладает качествами совершенства и что она не похожа ни на что другое, он должен признать и то, что слух, зрение и речь Аллаха тоже реальны и не похожи на слух, зрение и речь творений.

Если кто-либо скажет: «Я не признаю вознесения Аллаха на трон, опасаясь уподобления Его творениям», — то мы возразим ему: «Тогда не признавай сущность и бытие Аллаха, потому что в этом тоже можно усмотреть сходство с творениями». Если он скажет: «Бытие и сущность Аллаха особые, они не похожи на сущности творений», — то мы скажем: «То же самое относится к Его нисхождению и вознесению». [Маджму‘ ал-фатава. Т. 3. С. 25].

3. Нельзя пытаться постичь сущность качеств Всевышнего Аллаха, потому что творения не способны на это.
Доказывается словами Всевышнего: «Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием» Сура «Та ха», аят 110.
Обладающий здравым разумом человек должен понимать, что его разум имеет границу, за пределы которой он не в состоянии перейти, и это подобно тому, как возможности его слуха и зрения тоже не являются безграничными. Тот же, кто пытается достичь своим разумом то, чего достичь невозможно, и вдается, например, в размышления о сущности качеств Аллаха, тот подобен тому, кто хочет увидеть, что находится за стеной, или надеется услышать звук, который раздается очень далеко от него.

Коран и Сунна упоминают множество прекрасных имен и совершенных качеств Всевышнего Аллаха, и сосчитать их полностью невозможно. Приведенные нами имена и качества являются лишь некоторыми из них. Каждый мусульманин обязан признавать все божественные имена и качества так, как это подобает величию и совершенству Аллаха. Он должен признавать все то, как Аллах охарактеризовал Себя в Коране, ведь Ему известно о Себе лучше, чем Его творениям. Каждый мусульманин должен признавать и то, чем Аллаха описал в Сунне Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, ведь он был осведомлен о Господе лучше, чем все остальные люди, был самым искренним, самым красноречивым, самым благочестивым и самым богобоязненным среди них. И никто не имеет права отрицать какое-либо из качеств Всевышнего Аллаха или уподоблять их качествам творений, потому что «нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура «Совет», аят 11.

Передают слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:  

تَفَكَّرُوا فِي آلَاءِ اللهِ وَلَا تَفَكَّرُوا فِي اللهِ

«Размышляйте о милостях Аллаха, но не размышляйте о (самом) Аллахе». Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама» (1), Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» (8/385), и др.

В другой версии этого хадиса, которая передаётся со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

تَفَكَّرُوا فِي خَلْقِ اللهِ و لَا تَفَكَّرُوا فِي اللهِ

«Размышляйте о творении Аллаха, но не размышляйте о (самом) Аллахе!»

Имам Ахмад сказал:

صفوا الله بما وصف به نفسه وانفوا عن الله ما نفاه عن نفسه

«Описывайте Аллаха теми же качествами, которыми Он описал Себя Сам! И отвергайте в отношении Аллаха то же, что Он отверг в отношении Себя Сам!».
"Манакъиб имам Ахмад" стр. 221.

Представители заблудших течений считают уподоблением признание у Аллаха  некоторых имен, качеств и атрибутов, которые есть у творений и которые называются так же, как они называются у Аллаха. И они считают что раз они называются одинаково, то есть имеют общность, то это означает и общность самой сути. Но выводы, которые следуют из имён и качеств творений, не следуют из имён и качеств Аллаха. И выводы, которые следуют из имён и качеств Аллаха, не следуют из имён и качеств творений.

К примеру относительно слов Аллаха "Милостивый вознесся над Троном" (Коран 20:5) они говорят "понимание этого аята в буквальном смысле означает, что вы придаете Аллаху место, или сторону, или направление (на небе, Троне и т.д.), что является уподоблением Аллаха творениям" (дополнительно по теме). Но известно, что слова "место", "обитель", пришли в Сунне и имамы применяли эти термины в контексте возвышенности Всевышнего Аллаха над Троном и всем сущим. Однако это не значит, что в отношении Аллаха из этих слов делаются те же выводы, которые делаются относительно творений. Подобные слова и термины и применимы только в том контексте, в каком они пришли в Коране и Сунне - т.е. утверждении возвышенности Всевышнего Аллаха над Троном и всем сущим. Подробнее об использовании каких-либо терминов в отношении Всевышнего Аллаха.

Есть также те, которые говорят, что аяты, в которых упоминаются атрибуты и качества Всевышнего Аллаха, являются аятами "муташабих", неясными, которые невозможно понять. Однако эти аяты можно назвать "муташабих" только с той стороны, что никому неизвестен образ атрибутов и качеств Всевышнего Аллаха и мы не можем себе их представить. В качестве довода они приводят аят из суры Алю Имран 3:7, но он не является доводом для обоснования их убеждений, подробнее можно узнать здесь.

В этих аятах Аллах восхваляет и описывает Себя, их буквальный смысл не может указывать на недостаток и уподобление творениям. Всевышний Аллах делает что пожелает и как пожелает:

«Воистину Господь ваш — Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, потом вознесся над Троном» (Йунус 10:3)

«Аллах — тот, Кто воздвиг небеса без опор, которые бы видели, потом вознесся над Троном» (ар-Ра’д 13:2).

«Милостивый вознесся над Троном» (Та Ха 20:5).

Из Сунны также известно, что Аллах над всем сотворенным:

Аббас ибн ‘Абдуль-Мутталиб рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: “Знаете ли вы, каково расстояние между небом и землей?” Мы ответили: “Аллах и Его посланник знают лучше”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Между ними расстояние в пятьсот лет, а от каждого неба до следующего – также пятьсот лет. Каждое же небо также простирается на расстояние в пятьсот лет. Между седьмым небом и Троном – море, расстояние от дна до поверхности которого такое же, как между небом и землей. Всевышний Аллах же находится над этим, и ничто не скрыто от Него из деяний сынов Адама!”» Ахмад (1/206), Абу Дауд (4723), ат-Тирмизи (3320), Ибн Маджах (193), аль-Баззар (1310).

От Абу Зарра сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Семь небес по сравнению с Престолом (аль-Курси) подобны кольцу, брошенному в пустыне. А превосходство Трона (аль-‘Арш) над Престолом (аль-Курси), подобно превосходству этой пустыни над этим кольцом». Ибн Хиббан (361), ат-Табари (3/10), аль-Байхакъи в «аль-Асмау ва-с-сыфат» (826).

Ибн Мас’уд говорил: «Между первым и следующим небом – пятьсот лет. И так, расстояние от одного неба до другого составляет пятьсот лет. Между седьмым небом и аль-Курси – пятьсот лет, а между аль-Курси и водой – также пятьсот лет. Аль-‘Арш же находится над водой, а Аллах – над аль-‘Аршем, и ничто не скрыто от Него из деяний ваших». ‘Усман ад-Дарими в «ар-Радд ‘аля аль-джахмия» (81), Ибн Хузайма в «Китаб ат-таухид» (594), ат-Табарани в «аль-Кабир» (8987).

Ахлю Сунна убеждены, что Аллах над всеми творениями и не подобен им. Все, чем Аллах описал Себя в Коране и Сунне указывает на совершенство и прямой смысл слов Аллаха в отношении Себя не может указывать на недостаток, иначе это обязательно было бы разъяснено людям. Поэтому одинаковое название качеств Аллаха и творений никак не может указывать на подобие, ведь "Нет ничего подобного Ему, Он Всеслышащий, Всевидящий" (Коран 42:11).

Имам Исхак ибн Рахауейх (да помилует Его Аллах) сказал: “Считаются какие-то слова уподоблением (ташбих) лишь тогда, когда говорят: “Рука похожа на руку, или подобна ей. Слух Аллаха – как мой слух, либо подобен ему”. Если человек говорит подобное, то это и есть уподобление (ташбих). А если человек говорит то же самое, что сказал Всевышний Аллах: рука, слух, зрение, при этом, не описывая образ и не говоря: “…подобно”, или “…как”, то это уподоблением не считается. Это подобно тому, что сказал Всевышний: “Нет никого подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий” (42:11)”. См. «Джами» Имама Ат Тирмизи, 3/50-51

Философов-мутакаллимы известны тем, что обвиняют ахлю Сунна в уподоблении творениям. Однако это лишь их выводы, приписываемые ахлю Сунна.

Также имам Исхакъ ибн Рахауейх сказал: «Признак Джахма (основателя секты джахмитов) и его последователей — это то, что они ложно приписали приверженцам сунны и единой общины что они — мушаббиха (уподобляющие Аллаха творениям). Напротив, они (джахмиты) — му’аттыля (отвергающие качества Аллаха)”. Такие же слова есть у многих других имамов саляфов (праведных предшественников): “Признак джахмитов — это то, что они называют последователей сунны мушаббихами”». См. «аль-Къауль ас-садид» 14

Ахлю Сунна отличается тем, что ставит доводы Корана и Сунны выше разума, т.к. несовершенный разум людей не может постичь даже многого из сотворенного, не говоря уже о Всевышнем Аллахе. 

Согласно словам мутакаллимов, нельзя понимать в буквальном смысле слова Аллаха, которыми Он описывает Себя. Они считают это заблуждением, а некоторые даже неверием (куфром). И поэтому они отвергают внешний смысл под предлогом "отведения Аллаха от всего всего неподобающего" (танзих). Однако, не может быть такого, чтобы прямой смысл аятов Корана, где Всевышний Аллах описывает и восхваляет Себя, указывал на недостаток и уж тем более был бы ложным, означающим заблуждение или неверие, иначе это обязательно было бы разъяснено людям Аллахом или его Посланником, мир ему и благословение Аллаха. И известно, что имамы ахлю Сунна опирались на буквальное понимание.

Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал: “Коран понимается на основе его внешнего смысла до тех пор, пока довод самого Корана, или довод Сунны, или единогласное мнение (иджма’) не будет указывать на то, что брать следует скрытый (неочевидный) смысл, а не внешний”. См. “ар-Рисаля” 1727.

Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал: “Хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха) нельзя относить к скрытому (неочевидному) смыслу, как и конкретизировать его, кроме как на основании другого хадиса от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а не кого-либо иного”. См. “аль-Умм” 4/132.

Сказал имам Яхья ибн аль-Имрани аш-Шафии (489-558 гг.х):
«Разъяснение убеждений последователей хадиса, которые исповедаю и я: вера в то, что Аллах — один и нет у Него сотоварища, Единственный, не имеющий подобия, извечный, не имеющий начала, существующий, не имеющий своего создателя, Вечный, никогда не прекратит существовать, не является монадой, телом, акциденцией и не содержит их в Себе, вознёсшийся на Трон, как Он сам об этом сообщил, без образа [без вопросов "как" , "каким образом" и т.д.]. Эти суры и аяты — Речь Аллаха, которую он высказал на самом деле, буквами, которые пишутся, и Голосом, который слышится. Это не подобно нашим буквам и голосам, но его смысл понятен. Аллах ниспослал Коран нашему Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Коран не сотворён и не является смысловым выражением Корана. У Аллаха есть Лик и две Руки, как Он сообщил об этом в своём Писании. Это нельзя толковать как конечности, сама сущность или милость. Мы верим в хадисы об атрибутах Аллаха обобщённо и передаём их как есть, не разъясняя».
См.«Аль-Интисар», 1/98.

Первые поколения мусульман не говорили слов, которые говорили джахмиты и их последователи и не тратили время на философию.

Обсуждение, углубление и тем более споры и опровержения касательно вопросов имён и качеств Аллаха, имамы мусульман делали исключением и вынужденностью, а не основой, как это стало в наше время, когда каждый подряд берётся обсуждать эти вопросы, не имея об этом никаких знаний.

См. также по теме Разговоры об Аллахе без знания.

И как сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха «Не перестанет группа людей из моей общины открыто придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них!» Аль-Бухари 4/187, Муслим 6/52.

Прямой смысл аятов, в которых Аллах восхваляет и описывает Себя, не может указывать на недостаток и уподобление творениям. И тем более понимание этих аятов в прямом смысле не может вести к неверию, как утверждают некоторые из заблудших. Cказал шейх Мухаммад аль-Амин Аш Шанкыти:

«Послушайте же искреннего советчика, о братья… Самая большая беда — людские сердца, оскверненные, запятнанные уподоблением Всевышнего творениям. Когда человек с таким сердцем слышит об Атрибуте, который указывает на совершенство и посредством упоминания которого Аллах восхваляет Себя (например, о нисхождении Всевышнего к нижнему небу в последнюю треть ночи, Его возвышении над Троном, Его приходе в Судный День и других Атрибутах, указывающих на величие и совершенство Всевышнего), первое, что приходит ему в голову — это мысль о том, что этот Атрибут подобен одноименному качеству творения. Яд уподобления проник в сердце этого человека, и он не оценивает Всевышнего должным образом, не осознает Его величия. Ему кажется, что Атрибуты Творца схожи с качествами творений. И он, видя в этих Атрибутах Всевышнего, прежде всего, уподобление Его творениям, начинает отрицать их под предлогом того, что они похожи на одноименные качества творения. Такой человек вначале уподобляет Творца творениям (то есть допускает мысль о том, что Атрибуты Творца подобны качествам творений), а потом, как следствие этого, отвергает Его Атрибуты под предлогом того, что они открывают путь для уподобления. То есть начинает он с уподобления, а заканчивает отрицанием, но и то и другое является заблуждением, дерзостью и оскорблением Всевышнего Творца.

Одним из важных правил, известных знатокам «Основ фикха» и признаваемых всеми, чье мнение принимается в расчет, является следующее: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не мог откладывать разъяснение, если оно необходимо в данный момент, особенно, когда дело касается ‘акыды. Он был обязан давать необходимые разъяснения сразу же. И если даже мы (только в качестве предположения) согласимся с утверждением этих людей о том, что дословное понимание аятов, в которых упоминаются Атрибуты Аллаха – это неверие (куфр), то значит Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обязательно должен был разъяснить это. Между тем, он не истолковал возвышение над Троном как овладение Троном, и не дал другим атрибутам каких-либо из ныне распространенных трактовок. Если бы эти толкования были верными, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был бы обязан поспешить с их разъяснением и донесением до людей — ведь он не имел права задерживать объяснение тогда, когда оно необходимо».

См. «Коранический метод познания атрибутов Аллаха»

Также по теме

Также в этом разделе


Предыдущая запись Следующая запись

Возврат к списку