Чрезмерность и упущение в религии
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил проявление чрезмерности в религии
Чрезмерность в арабском языке обозначается термином «гулюу», что означает «преступление черты», «чрезмерное восхваление или порицание кого-либо или чего-либо». Шариатское данного слова подразумевает преступление границ, которые установлены Всевышним Аллахом для Своих рабов, как в религиозных убеждениях, так и в поклонении.
Чрезмерность в религии запрещена текстами Корана и Сунны, которые предостерегают от проявления ее и разъясняют скверные результаты, к которым оно приводит как в мире этом, так и в Последней жизни. Всевышний Аллах сказал: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду» (Сура «ан-Ниса», аят 171).
Всевышний также сказал: «Скажи: «О люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути» (Сура «аль-Маида», аят 77).
Со слов Абдуллаха Ибн ‘Аббаса передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Остерегайтесь чрезмерности, ибо именно чрезмерность в религии погубила ваших предшественников». Этот хадис передали Ахмад и аль-Хаким, причем последний назвал его достоверным, и с этим согласился аз-Захаби (Ахмад «Муснад» 1/347, аль-Хаким «Мустадрак» 1/638).
Абдуллах Ибн Мас’уд рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сгинули излишествующие!», — и повторил это трижды (Муслим «Сахих», 2670).
Сообщается также, что Умар бин аль-Хаттаб рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марьям, ибо я – раб Аллаха и Его посланник» (аль-Бухари «Сахих», 3445).
Смысл этого хадиса следующий: «Восхваляя меня, не впадайте в излишество, как стали излишествовать христиане в прославлении Исы, когда они нарекли его Господом Богом. Я – всего лишь раб Аллаха, и потому говорите обо мне так, как сказал обо мне мой Господь, т.е. говорите: «Раб Аллаха и Его посланник»». Однако заблудшие люди ослушались его веления и нарушили его приказ самым страшным образом. Они возвеличили Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, проявив в этом чрезмерность, они приписали ему те же или почти те же качества, что христиане приписали пророку Исе. Люди стали вымаливать у него прощение грехов, избавление от печали, исцеление от болезней и многое другое, тогда как способен на это только Аллах, у Которого нет сотоварищей. И, конечно же, все это, без сомнения, является проявлением чрезмерности в религии.
И также это касается упущений и послабления в религии.
Воистину, Ислам – это религия середины, лишенная крайностей. Это и есть прямая дорога, по которой завещали следовать Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (аль-Бакъара 2: 143).
Но поистине, шайтан не дремлет и не устает в своих кознях против мусульман. И у шайтана есть два пути, посредством которых он искушает и вводит в заблуждение. К одному из этих путей он подталкивает тех, кто склонен к грехам, подвержен упущениям и халатному отношению к религии, а к другому пути шайтан подталкивает тех, кто усерден в поклонении и подчинении Аллаху. Для такого человека он приукрашивает чрезмерность и толкает к излишеству в религии, дабы сбить его с прямого пути и погубить его.
Шейх Ибн аль-Къайим, упомянув о разновидностях козней шайтана, сказал: “Некоторые праведные предшественники (саляфы) говорили: «Какое бы повеление не пришло от Аллаха, обязательно шайтан имеет в этом два рычага влияния: либо послабление и упущение, либо чрезмерность и излишество. И он не перестает одерживать вверх одним из этих положений». Большинство людей, кроме лишь малого количества, находятся в одном из этих двух состояний: либо в упущении, либо в излишестве. И лишь немногие крепко стоят на прямом пути, на котором были посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники!” См. “Игъасату-лляхфан” 1/116.
Имам Ибн аль-Асир сказал: “Слова: «Остерегайтесь излишеств в религии» означают: крайность в религии и преступление ее границ. Это подобно тому, что сказано в другом хадисе: «Поистине, эта религия крепка, так углубляйтесь же в нее мягко!» Ахмад 3/199. А также хадис: «Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения по отношению к знающему наизусть Коран, который не излишествует в отношении него и не делает упущений». Абу Дауд 4843. Поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал это по той причине, поскольку из числа его нрава и поведения, которое ему было велено, то, что необходимо проявлять умеренность в делах. И самые лучшие дела – это серединные!” См. “ан-Нихая” 3/382.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, религия эта легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его». аль-Бухари 39.
Имам Ибн аль-Мунайир сказал: “В этом хадисе содержится одно из пророческих предвещаний! Поистине, мы видели и видели это люди до нас, как каждый излишествующий в религии угасал. Смысл этого хадиса не в том, что нельзя совершенствовать поклонение, поскольку наоборот, это из похвальных вещей. Однако смысл хадиса в том, что запрещено проявлять излишество, которое приведет к усталости и лени. Например, чрезмерность в добровольных деяниях может привести к упущению лучшего, как например, пропуск времени обязательной молитвы тем, кто всю ночь совершал добровольную молитву”. См. “Фатхуль-Бари” 1/117.