Многобожие (Ширк / شِرْكٌ)
Многобожие (Ширк / شِرْكٌ)

Многобожие (Ширк / شِرْكٌ)

С именем Аллаха Всемилостивого, Всемилующего.

Если человек поймет основы единобожия и останется в невежестве относительно других шариатских наук, то этого, с дозволения Аллаха, будет достаточно. А если же он изучит все остальные науки, постигнет их в самой подробной форме, но при этом, оставит науку единобожия, то окажется в числе потерпевших урон в день Великого Суда.


Соблюдать принципы единобожия невозможно без знания того, что их нарушает, и этим является ширк. Из-за отсутствия более подходящего слова, на русский язык слово "ширк" часто переводится как многобожие, язычество, политеизм. Из-за этого возникает проблема, люди думают, что этот тяжкий грех связан только с идолами, говорят себе "я то точно не совершаю ширк" самоуспокаиваются и не уделяют изучению этой темы должного внимания. У ширка очень много проявлений, поэтому необходимо знать какие деяния к нему относятся.

Значение слова «ширк»  в арабском языке

Слово «ширк» происходит от глагола «шарика», который в переводе означает «быть компаньоном, соучастником, партнером в деле», а также имеет еще одно значение – оно обозначает понятие «общая вещь», «общее добро» или «общее имущество», подразумевая те ситуации, когда у кого-то или чего-то больше, чем один хозяин.

Значение слова «ширк»  в терминологии Шариата

Это несколько определений данного понятия в терминологии Шариата:

1. Приравнивание кого-то, помимо Аллаха, к Аллаху в тех правах и качествах, которые являются исключительной особенностью Аллаха.

2. Придание Аллаху компаньонов, соучастников в каком-либо из Его прав или качеств.

3. Когда человек совершает поклонение творению, также как совершает поклонение Аллаху, когда он возвеличивает кого-то, так как следует возвеличивать только Аллаха, (любит, надеется и боится кого-либо больше, чем Аллаха и т.д.). Ширк происходит, когда человек утверждает, что кто-то, помимо Аллаха, достоин какого-либо поклонения или способен распоряжаться какими-либо делами этого мироздания, то есть когда творению приписывается доля в Таухиде аль-Улюхийя или в Таухиде ар-Рубубийя, о которых мы говорили выше.

4. Когда кого-либо делают подобным Аллаху, приравнивая его к Господу миров.

Из всех указанных определений первое можно взять за основу, а остальные рассматривать как толкование к первому.

Различают два вида ширка - большой и малый:

1. Большой ширк

Этот вид ширка выводит человека из Ислама. Если человек, совершивший его, умрет не покаявшись, он навечно пребудет в Огне. Это посвящение того или иного вида поклонения кому-либо, кроме Аллаха. Например: обращение с мольбой (дуа) к кому-либо кроме Аллаха, стремление приблизиться к кому-либо или чему-либо, помимо Аллаха: к пророкам, ангелам, к умершим праведникам, джиннам, шайтанам и т.п., посредством обетов и закалывания жертвенного животного.

Примеры большого ширка:

Из самых распространенных проявлений большого ширка во многих странах мусульман - взывание, мольба (дуа) к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, живым или мертвым праведникам и т.д.

Это самый настоящий ширк, который совершали курайшиты, когда были многобожниками, это же делают и христиане призывая к святым и угодникам, все они просят святых и праведников донести до Бога свои молитвы. Они делают кого-либо посредником между собой и Аллахом, взывают к ним с мольбами, которые должны быть посвящены только Аллаху, и считают, что обращаться к Аллаху лучше только через пророков, праведных людей и т.д. 
В Коране о таких людях говорится:

أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِي مَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّارٌ
«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Коран 39: 3

وَيَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَضُرُّهُمْ وَلَا يَنفَعُهُمْ وَيَقُولُونَ هَؤُلَاءِ شُفَعَاؤُنَا عِندَ اللَّهِ قُلْ أَتُنَبِّئُونَ اللَّهَ بِمَا لَا يَعْلَمُ فِي السَّمَاوَاتِ وَلَا فِي الْأَرْضِ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ
«Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они — наши заступники перед Аллахом». Скажи: «Разве вы можете поведать Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?». Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи». Коран 10:18

Однако эти праведники сами ищут способы посредством которых они смогут добиться довольства своего Господа. Всевышний Аллах сказал:

أُولَئِكَ الَّذِينَ يَدْعُونَ يَبْتَغُونَ إِلَى رَبِّهِمُ الْوَسِيلَةَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ وَيَرْجُونَ رَحْمَتَهُ وَيَخَافُونَ عَذَابَهُ إِنَّ عَذَابَ رَبِّكَ كَانَ مَحْذُورًا
«Те, к кому они (многобожники) взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они (святые и праведники) надеются на Его милость и страшатся Его наказания». Коран 17: 57


Также эти люди говорят, что их шейхи быстрее ответят на молитву чем Аллах или что у их шейхов она быстрее примется, т.к. они праведные и т.д. Но Всевышний и Милостивый Аллах никак не ограничил мольбу праведностью человека, не поставил условием брать посредников и т.д. для него не составляет никакого труда отвечать на мольбы своих рабов. Он сказал:

وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ
Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». Коран 40:60

А также:

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» Коран 2:186

А также:

أَمَّن يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ وَيَجْعَلُكُمْ خُلَفَاءَ الْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ قَلِيلًا مَّا تَذَكَّرُونَ
«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» Коран 27:62

А также:

وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا
«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» Коран 72:18


Что же касается заступничества, то полностью оно принадлежит только Всевышнему Аллаху, и только Он дозволяет некоторым творениям заступаться за других:

قُل لِّلَّهِ الشَّفَاعَةُ جَمِيعًا لَّهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ
"Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Нему вы будете возвращены»". Коран 39:44


مَن ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِندَهُ إِلَّا بِإِذْنِهِ
«Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» Коран 2:255


يَوْمَئِذٍ لَّا تَنفَعُ الشَّفَاعَةُ إِلَّا مَنْ أَذِنَ لَهُ الرَّحْمَنُ وَرَضِيَ لَهُ قَوْلًا
«В тот день заступничество не поможет никому, кроме тех, кому Милостивый позволит и чьими речами Он будет доволен». Коран 20:109


2. Малый ширк

Малый ширк не выводит человека из Ислама, но не смотря на это, так же является страшным грехом. Он делает единобожие не полноценным и может привести к большому ширку. 

Например: ношение кольца или веревки, амулетов, талисманов и т.п. из опасения сглаза, с целью избавления от несчастий, или защиты от них.

Примеры малого ширка:

Малый ширк делится на два вида:

1. Явный малый ширк:

Этот вид малого ширка проявляется как в делах, так и в словах.

Всевышний Аллах сказал:

الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ فِرَاشًا وَالسَّمَاءَ بِنَاءً وَأَنزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقًا لَّكُمْ فَلَا تَجْعَلُوا لِلَّهِ أَندَادًا وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ
«Он сделал для вас землю ложем, а небо — кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно»
Коран 2: 22.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) в толковании этого аята сказал: “Приравнивание к Аллаху (андад) – это многобожие, которое незаметнее муравья, ползущего по чёрному камню во мраке ночи.

К этому относятся такие слова, как: «Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью».

И слова: «Если бы не эта собака, то к нам залезли бы воры» или: «Если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры».

И слова человека, говорящего своему товарищу: «Если пожелает Аллах и ты». И его слова: «Если бы не Аллах и такой-то».

Не употребляй в подобных выражениях никого (наряду с Аллахом)!

Воистину, во всех этих выражениях присутствует многобожие”. Ибн Аби Хатим в “ат-Тафсир” (229). Шейх Сулейман ибн ‘Абдуллаха Али Шейх назвал иснад этого сообщения отличным. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” (2/1014).

Со слов Хузайфы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не говорите: “Как пожелал Аллах и пожелал такой-то”, - однако говорите: “Как пожелал Аллах, а затем пожелал такой-то”». Ахмад (5/384), Абу Дауд (4980), ан-Насаи в “ас-Сунан аль-кубра” (9/361).

Также сюда относится вера в слова тех, кто заявляет о знании сокровенного - обращение ко всякого рода предсказателям, экстрасенсам, гороскопам и т.д. 

От Джабира ибн ‘Абдуллаха сообщается, что посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: 
«Тот, кто пришел к прорицателю или предсказателю и поверил в сказанное им, проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду». Ахмад 2/429, аль-Хаким 1/49, аль-Байхакъи 5/135. Достоверность хадиса подтвердили имам аз-Захаби, хафиз аль-Иракъи, аль-Мунауи и шейх аль-Альбани. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3387.

Посланник Аллаха сказал (да благословит его Аллах и приветствует): Сафиййа (бинт Абу ‘Убайд) передала со слов одной из жён Про­рока, да благословит его Аллах и приветствует, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Молитва того, кто явится к предсказателю и спросит его о чём-либо, не будет приниматься в течение сорока ночей». Этот хадис передали Ахмад (4/68, 5/380) и Муслим (2230). См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (5940), «Гъаятуль-марам» (284).

В версии этого хадиса которую приводит имам Ахмад, сказано: «Молитва того, кто явится к предсказателю и поверит тому, что он скажет, не будет приниматься в течение сорока дней».

Имам ан-Навави в комментарии к этому хадису сказал: «Что касается того, что не примется молитва пришедшего к предсказателю, то смысл этого состоит в том, что такой человек не получит за молитву награду. Учёные единогласны в том, что молитву за эти сорок дней возмещать не надо». См. «Шарх Сахих Муслим» (5/283).

Сообщается, что однажды люди задали пророку (мир ему и благословение Аллаха) вопрос о словах прорицателей, и он сказал: «Нет в них ничего истинного». Они сказали: “О посланник Аллаха, но ведь иногда они говорят что-то, и это оказывается правдой!” Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это – слово, имеющее отношение к истине, которое джинн сначала похищает, а потом вкладывает в ухо своего друга (прорицателя), а они (прорицатели) примешивают к нему сотни лживых сообщений».
Аль-Бухари, 5762 и Муслим, 2228.

Шейх Салих Али Шейх сказал: “Что же касается мнения тех, кто говорит, что человек, спросивший что-либо у прорицателя и поверивший ему, впадает в большое неверие, выводящее из Ислама, то это спорный вопрос. Во-первых, в хадисе сказано, что у такого человека не примется молитва в течение сорока дней, и это указывает на то, что это неверие является малым. Если бы такой человек становился неверным, то не было бы смысла упоминать о непринятии намаза. Во-вторых, несомненно, заявление о том, что кто-либо знает о сокровенном помимо Аллаха, является неверием, однако люди верят прорицателям по той причине, что они действительно иногда говорят правду, о которой им сообщили джинны, подслушавшие ангелов. Поэтому если человек приходит к предсказателю и говорит, что он верит ему по той причине, что джинны сообщают ему о сокровенном, услышанном с небес, то он не выходит из Ислама. И ясным, явным в данном вопросе является то, что поверивший предсказателям впадает в малое неверие, а не большое”. Сл. “Шарх Китаб ат-таухид” кассета № 10.

И следует учитывать, что зачастую многие невежественные мусульмане полагают, что предсказатели говорят о сокровенном только по причине дара от Аллаха, поскольку среди предсказателей и гадалок есть такие, кто совершает намаз, Хадж и читает Коран, дабы ввести еще больше людей в заблуждение!

Что касается тех, кто приходит к предсказателям и им подобным, и спрашивает их о чем-либо, даже если он им и не верит, то он также совершает большой грех, за который необходимо искренне каяться, и малый куфр, так как само посещение предсказателей шариат именовал куфром!

2. Скрытый малый ширк:

Под этим видом ширка подразумевается ширк в устремлениях и намерениях. А это говорит о том, что поприще данного вида безгранично велико. Именно в этот вид чаще всего попадаются люди, даже учёные, не говоря уже о незнающих, кроме тех, кого помиловал Господь.

К этому относится совершение благих дел напоказ, ради похвалы людей или мирской выгоды, т.е. показуха.

Передают со слов Махмуда ибн Лябийда, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Больше всего я боюсь для вас малого ширка». А когда его спросили, что это такое, он ответил: «Показуха (рия)».

Имам Ахмад 429, 428/5, ат-Табарани «Мульджам аль-Кабир» 253/4 и 4301


Защита от многобожия

Мольбы с просьбой о защите от неверия и многобожия:

Однажды Фаруа ибн Науфаль пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Научи меня тому, что мне говорить, когда я лягу в постель”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читай суру: «Скажи: “О вы неверные…”», поистине, она является защитой от многобожия!» [Речь идет о Суре №109 Аль-Кафирун (Неверующие)]

Aт-Тирмизи 3403, Абу Дауд 5055, Ахмад 5/456.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Многобожие, скрывающееся в вас, незаметнее ползущего муравья, но я укажу тебе на то, благодаря чему, ты сможешь избавиться как от малых, так и больших проявлений многобожия. Говори: "О Аллах, поистине я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы поклоняться кому-нибудь еще, кроме Тебя сознательно, и прошу у Тебя прощения за то, о чем я и сам не ведаю!" (Аллахумма инни а'узубика ан ушрика бика уа ана а'лям, уа астагъфирука лима ля а'лям)

Имам Ахмад 4/403.

Также в этом разделе


Предыдущая запись Следующая запись

Возврат к списку