Кладбище и могила в Исламе
Кладбище и могила в Исламе

Кладбище и могила в Исламе

Запрет Пророком, да благословит и приветствует его Аллах, некоторых деяний у могил

Первоначально, в ранний период Ислама посещать могилы строго запрещалось. Причиной этого было то, что первых мусульман от эпохи невежества отделял очень небольшой промежуток времени, поэтому святость и неприкосновенность единобожия нуждались в очень сильной защите. Когда же у сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, окрепла вера, и в их в сердцах прочно утвердилось единобожие, когда люди уже ощутили величие имана, когда единобожие было доказано ясными доводами, а сомнения, связанные с язычеством, были развеяны, только тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил мусульманам посещать могилы. Однако верующим были полностью разъяснены строго определенные цели таких посещений.
Так от Бурейды бин аль-Хусайба (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я запрещал вам посещать могилы, теперь же посещайте их» (Муслим «Сахих», 977).

Сообщается также, что Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Посещайте могилы, потому что они напоминают о смерти» (Муслим «Сахих», 975).

От Абу Саида аль-Худри передано, как он рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я запрещал вам посещать могилы, но теперь посещайте их, потому что в них – назидание» (Ахмад «Муснад» 3/38, аль-Хаким «Мустадрак», 1/531).

Сообщается, что Анас бин Малик рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я запрещал вам посещать могилы. Слушайте же! Посещайте их, потому что они смягчают сердце, заставляют глаза слезиться и напоминают о Последней жизни, но не говорите неприличные слова!» (аль-Хаким «Мустадрак», 1/532).

Со слов Бурейды (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал их говорить при посещении кладбищ следующие слова: «Мир вам, обитатели могил из числа верующих и мусульман, и если пожелает Аллах, то мы тоже присоединимся к вам! Я прошу у Аллаха благополучия для нас и для вас» (Муслим «Сахих», 975).

Все выше перечисленные и другие хадисы с похожим смыслом указывают на то, что посещение могил было разрешено только ради достижения двух важных целей: напоминания о предстоящей Последней жизни, смерти и тления и о бренности жизни этой, а также для назидания живых указанием на участь покойников. Так как это способствует укреплению веры человека, усилению его убежденности, упрочению его связи с Всевышним Аллахом и побуждает его к повиновению своему Господу и отказу от беспечности.

Вторая достигаемая цель — это мольба за умерших мусульман и верующих, обращение к Аллаху с просьбой об оказании милости над ними, прощения их и проявления к ним снисхождения, так как это является благожелательным отношением к ним.

Только эти две цели подтверждаются священными текстами шариата, и если кто-либо осмеливается заявлять, что посещать могилы можно и с другими целями, то он должен привести доводы и доказательства из Корана и Сунны.

Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также самым строжайшим образом запрещает совершение некоторых деяний у могил и во время посещения кладбищ. Эти запреты обусловлены необходимостью защиты единобожия и его неприкосновенности, и, следовательно, обязанностью каждого мусульманина является знание этих запретов, чтобы уберечь себя от лжи и спастись от заблуждения. К этим запретам относятся следующие:

  1. Нельзя произносить неприличные слова при посещении могил. Выше уже приводились слова Посланника Аллах, да благослосит и приветствует его Аллах, «…не говорите неприличные слова». Неприличные слова — это все, на что пришел шариатский запрет, и прежде всего это слова многобожия, которые проявляются в взывании к покойным различными просьбами, мольбами о спасении, поддержке и благополучии. Такие действия являются большим многобожием и явным неверием. От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дошло множество хадисов, которые ясно и однозначно запрещают подобного рода поступки и в которых проклинаются все, кто поступает так. В достоверном сборнике имама Муслима приводится хадис Джундаба бин Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), в котором он рассказывет, что слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за пять дней до смерти сказал: «Слушайте! Ваши предшественники превращали могилы своих пророков и праведников в места поклонения. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это» (Муслим «Сахих», 532). Взывание с мольбами и просьбами к усопшим, посвящение им каких-либо обрядов поклонения является проявлением великого многобожия. Что же касается периодического и долгого постоянного времяпровождения у могил, убеждения, что мольба возле них лучше совершения мольбы в каком-либо другом месте и ожидание, что она будет принята возле них, а так же совершение намаза в мечети, в которой есть могила, то все это относится к ереси и отвергаемым шариатом поступкам. В обоих «Сахихах» приводится хадис Аиши (да будет доволен ею Аллах) о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время своей предсмертной болезни сказал: «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места для поклонения!» (аль-Бухари «Сахих» 1330, Муслим «Сахих» 531).
  2. Запрещается совершать жертвоприношение у могил. В данном запрете подразделяются два случая. Первый из них – это когда закалываемое жертвенное животное посвящается погребенному в могиле человеку, с надеждой, что он удовлетворит их нужду. Такое жертвоприношение является проявлением великого многобожия. Второй вид запретного жертвоприношения у могил – это когда жертва приносится с другим намерением. Например, жертва приносится Аллаху, но от имени покойного и на его могиле. Такое деяние относится к опасным еретическим поступкам, которые приводят к многобожию. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В Исламе нет подрезания поджилок» (Абу Дауд «Сунан», 3222). Имам Абд ар-Раззак сказал об этом хадисе: «Они (арабы-многобожники) приносили в жертву у могил коров и баранов».
  3. Запрещается возвышать могилы посредством иной земли, чем та, которая вышла из нее же самой, белить и отделывать могилы гипсом, делать на могиле надписи, строить над ней что-либо, а также сидеть на ней. Все это являются ересью (религиозным нововведением), из-за которой впали в заблуждение иудеи и христиане. В конечном итоге, все это тоже приводит к многобожию. От Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передается, что он рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил белить могилы гипсом, садиться на них, возводить на них строения, возвышать их над землей и делать на них надписи». (Муслим «Сахих» 970, Абу Дауд «Сунан» 3225, аль-Хаким «Мустадрак» 1/525).
  4. Запрещено совершать намаз, обратившись в сторону могилы или возле нее. Со слов Абу Марсада аль-Ганави (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не совершайте намаз по направлению к могилам и не садитесь на них» (Муслим «Сахих», 972). Сообщается также, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вся земля является местом для поклонения (масджид), кроме кладбищ и бань» (Абу Дауд «Сунан» 492, ат-Тирмизи «Сунан» 317). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби).
  5. Нельзя строить мечети на могилах. Это нововведение также относится к заблуждениям иудеев и христиан. Выше уже приводился хадис Аиши (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится: «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места для поклонения!».
  6. Запрещено устраивать на могилах какие-либо мероприятия, празднества и собрания. Шариатские тексты однозначно запрещают совершение этого нововедения, величие вреда которого очевидно. Со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не делайте мою могилу местом постоянного посещения и не превращайте свои дома в могилы. Испрашивайте для меня благословения, где бы вы ни были, ибо ваши благословения достигают меня» (Абу Дауд «Сунан» 2042, Ахмад «Муснад» 2/367).
  7. Запрещается отправляться в путь в другой населенный пункт ради посещения могилы. Причина этого заложена в том, что итогом этого может стать многобожие. Со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Запрягать животных в путь можно только к трем мечетям: Заповедной мечети, мечети Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и мечети аль-Акса» (аль-Бухари «Сахих» 1189, Муслим «Сахих» 1397).
Источник


По Сунне у изголовья можно ставить камень без надписей для того, чтобы люди знали, что это могила и не ходили по ней, а также для того, чтобы можно было узнать могилу близкого человека. Указанием на это служит следующий хадис, в котором сообщается, что когда похоронили ‘Усмана ибн Маз’уна (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел одному человеку принести камень, но тот не смог его принести. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) пошел и сам принес этот камень и положив его у изголовья, сказал: «С помощью этого я буду узнавать могилу своего брата, и буду хоронить здесь тех, кто умрет из числа членов моей семьи». Абу Дауд 3206, аль-Байхакъи 3/412. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Также не следует излишествовать в размерах памятника и высоте могилы.
Муслим приводит хадис Абу-ль-Хаййаджа: «Али сказал мне: «Не послать ли мне тебя с тем, с чем в своё время послал меня посланник Аллаха: Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сровняй её с землёй». Муслим 969, Абу Дауд 3218, ат-Тирмизи 1049, ан-Насаи 4/88, 89.
Шейх Ибн аль-Къайим писал: 
“Могилы сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) были ни слишком поднятыми от земли, ни опущенными, как и могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакра и ‘Умара”. Он так же сказал: “Не было в Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) делать могилы высокими, или сооружать на них что-либо из камня, кирпича или гипса, или воздвигать на них купола. Все это порицаемые нововведения противоречащие Сунне”. См. “Задуль-ма’ад” 504.
Предыдущая запись Следующая запись

Возврат к списку