#основы
Аллах Всевышний сказал: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (Сура али ‛Имран, аят 104).Призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого
«Приказывай одобряемое, удерживай от порицаемого, и терпи то что тебя постигает. И это из деяний решимости». (Сура "Лукман", 17 аят)
От Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Тот из вас, кто увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой, а если не может рукой, то языком, а если не может языком, тогда сердцем, и это самая низкая, (минимальная) степень веры». (Муслим (7849))
От Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Если люди начнут видя порицаемое не исправлять его, то вот-вот Аллах пошлет на них общее наказание, которое постигнет их всех вместе». (Ахмад (9, 5, 2/1), см. "ас-Сахиха" (1564))
При этом важно не забывать о мягкости в призыве к одобряемому и запрещении порицаемого. Сказал Всевышний Аллах:
"Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем". Коран 16:25. И этот аят касался многобожников, которых Пророк, мир ему и благословение Аллаха призывал к Исламу, так что же говорить о мусульманах!?
Мы не должны с ними быть суровыми, не должны проявлять перед ними свою отличительность в знании. Всех тех, кого мы видим далекими от руководства посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы должны рассматривать как пораженных болезнью. Многие врачи говорят, что некоторые больные поправляются лишь мягким словом, услышанным от своего доктора, а духовная болезнь, без сомнения, более опасна и вредоносна для человека, чем болезнь телесная. И если же от телесного врача требуется быть мягким с больными, то требующего знания это касается в еще большей степени, который взялся наставлять людей и вести их к следованию Сунне и тому, чего придерживались наши праведные предшественники (да будет доволен ими Аллах). Такой человек должен быть мягким в призыве и обходительным в обращении с людьми, ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) проявил порицание госпоже ‘Аише (да будет доволен ею Аллах) за ее грубый ответ иудею. История, когда один иудей, зашел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) исказив приветствие, так что не было ясным, это приветствие мусульман или же мольба о смерти господина всех посланников, сказал: “ас-саму ‘алейкум” (смерть вам). Естественно он не смел, проявить такую дерзость в обращении с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и произнести эти слова ясно и на обычно литературном арабском языке, так как, власть тогда уже принадлежала пророку (мир ему и благословение Аллаха). Но он также не мог обратиться к нему и с миром /ас-салям/ , который является одним из имен Всеблагого и Великого Аллаха, как это пришло в достоверном хадисе, из-за наличествующего в его сердце злобы, ненависти и неверия в пророка (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому он произнес эти слова невнятно но, разумеется, это не могло остаться скрытым от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и он ответил на это приветствие весьма кратко, сказав: «уа ‘алейкум» (и вам). А госпожа ‘Аиша, которая была за занавеской, услышав слова этого иудея, чуть не разорвалась от ярости, и ответила: “И вам смерть, проклятие и гнев, братья обезьян и свиней!”. После того, как вышел тот иудей, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О, ‘Аиша, что это?». Она сказала: «О, посланник Аллаха, разве ты не слышал, что он сказал?» Он ответил: «А разве ты не слышала, что я ответил? О ‘Аиша, поистине, к чему бы ни примешивалась доброта, она обязательно украшает собой это, а всё то, что лишено доброты, обязательно становится безобразным» Муслим №4698.
Шейхуль-ислям ибн Теймиййа, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Выполнение обязательных предписаний Аллаха, включая обязательный да'уа (призыв) и другие вещи, нуждается в соблюдении условий. Человек, который приказывает одобряемое и удерживает от порицаемого:
1. Должен знать, что он приказывает, и должен знать что он запрещает;
2. Должен быть мягким в том, как он приказывает и как запрещает;
3. Должен быть благоразумным и спокойным.
Знание должно быть до приказа, а мягкость должна быть при приказе, а благоразумие и спокойствие после приказа.
И если человек не имеет знаний, то запрещается ему следовать за тем, о чем нет у него знания. Если же у него есть знания, но нет у него мягкости, то он подобен врачу у которого нет мягкости и который грубо относится с больными, и от него не будет принято. Или как грубый воспитатель, от него ребенок не принимает воспитания. И Всевышний Аллах сказал Мусе и Харуну, мир им: «И скажите ему мягкое слово, может быть он вспомнит и устрашится». (Сура "Та ха", 44 аят). А потом, когда он уже приказал и запретил, то как правило ему причиняют какую-то обиду. И тогда он должен проявлять терпение и спокойствие, благоразумие. Как сказал Всевышний: «Приказывай одобряемое и удерживай от порицаемого и терпи то, что тебя постигнет. Поистине это из деяний решимости». (Сура "Лукман", 17 аят).
Аллах приказал своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, терпение в отношении тех обид, которые причиняли ему многобожники. И приказывал это во многих местах своей Книги. А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предводитель приказывающих одобряемое и удерживающих от порицаемого. И человек, который приказывает одобряемое и удерживает от порицаемого, в первую очередь, его действия должны быть ради Аллаха, намерением и целью должно быть подчинение Аллаху в том, что Он приказал. Кроме того, он должен желать блага и исправления для того, кому он приказывает. Если же он это делает для приобретения величия, или величия его группы, или для того, чтобы повредить положению других людей или других групп, то тогда это будет проявлением личной злости, личного фанатизма, и Аллах не примет это. Точно так же, если он делает это, чтобы получить славу, или в качестве стремления к показному, то тогда его деяние также будет тщетно. А затем, если его призыв, будет отвергнут, если ему причинят обиды, или про него скажут, что он заблудший, ошибающийся, и что его цель порочна, то тогда его душа будет требовать отмщения за себя, и придет к нему шайтан. Начало его деяний было ради Аллаха, а потом пришла к нему страсть, и она начинает требовать отмщения за обиду. А может он даже совершит какое-то беззаконие, нарушит права человека, который его обидел. И эта беда постигает многих людей, которые выступают с различными призывами, и при этом каждый из них считает, что истина с ним, и что он придерживается Сунны. У многих из них возникает в этом страсть, и он начинает желать себе авторитета, начинает желать себе влияния и власти. Его стремлением не является то, чтобы слово Аллаха было превыше всего. И чтобы вся религия принадлежала Аллаху. Они начинают гневаться на тех, кто противоречит им, даже если оппонентом является муджтахид, у которого есть оправдание, и на которого Аллах не гневается. И довольны теми, которые соглашаются с ними, даже если этот человек - невежда, имеющий плохие намерения, у которого нет знания и хорошего стремления, и это приводит к тому, что эти люди начинают хвалить тех, кого не хвалит Аллах и Его Посланник и порицать тех, кого не порицает Аллах и Его Посланник. И их любовь и вражда начинает строиться на основании личных пристрастий, не на основе религии Аллаха и Его Посланника. И вот в таком положении находятся неверные, которые не стремятся ни к чему кроме своих страстей и говорят: это мой друг, а это мой враг! И не смотрят на то, что любимо Аллаху и Его Посланнику, и на то, с чем враждует Аллах и его Посланник». ("Минхаджус-суннатин-набауиййа", 256/5)
Пишет шейх Салих аль-Фаузан в книге "Уроки извлекаемые из Корана":
«Грешник бывает наказан за свои грехи, а молчащий бывает наказан за своё молчание.
Самым первым признаком верующих является то, что «они повелевают (людям) (совершать) одобряемое и удерживают от (совершения) неодобряемого». Этим великим делом занимаются не только мужчины, но и женщины, поэтому Аллах сказал: «А верующие мужчины и верующие женщины (такие), (что) одни из них (являются) покровителями других».
«И Господь твой не таков, чтобы погубить селения по несправедливости, в то время когда обитатели их являются творящими благое».
Т.е.: исправляют людей, повелевают совершать одобряемое и удерживают от порицаемого. Если дело обстоит так, то Аллах не наказывает людей.
Наказание постигает людей тогда, когда грехи сильно распространяются и никто не велит совершать одобряемое и никто не удерживает от порицаемого.
Всё это указывает на то, что исламская община обязана призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе её может постигнуть скорое наказание.
Аллах Всевышний губил предыдущие народы именно из-за того, что среди них не было благоразумных людей, призывающих к одобряемому и удерживающих от порицаемого».
Также в этом разделе
Свидетельство об Исламе (Шахада / الشهادة)
Единобожие (Таухид / التَوْحِيد)
Почему мы изучаем единобожие?
Многобожие (Ширк / شِرْكٌ)
Почему мы изучаем ширк?
Как появилось многобожие?
Столпы Ислама
Что в Исламе является доказательством (далиль)?
Ислам в понимании праведных предшественников (ас-саляф ас-салих)
Кладбище и могила в Исламе
Что такое дуа?
Что такое тауассуль?
Что такое табаррук?
Почему запрещены амулеты?
Что такое рукъя?
Что такое сокровенное (гъайб)?
Что такое неверие (куфр)?
Что такое такфир?
Разговоры об Аллахе без знания
Правила, касающиеся имен и атрибутов Аллаха