Что значит хорошее мнение об Аллахе?
Что значит хорошее мнение об Аллахе?

Что значит хорошее мнение об Аллахе?

Одним из самых важных видов поклонения сердца, одним из самых высоких состояний религии, одна из самых главных обязанностей, которая накладывает на человека вера в Аллаха – это хорошее мнение об Аллахе (хусну занни би-Ллях):
- потому что Аллах не разочаровывает человека, который хорошо думает о Нём;
- потому что Аллах не подводит человека в его надеждах на Него;
- потому что Аллах не губит деяния, которые человек совершает ради Него.

Как говорит Всевышний Аллах:

«Они радуются благодати от Аллаха, и щедрости, и тому, что Аллах не гу­бит награды верующих [у Аллаха сохраняется награда за благие дела, и Он воздает за них лучшим]».
Сура "аль-Имран", 3:171

В Книге Аллаха и в Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) очень много доводов, которые указывают нам на важность хорошего мнения об Аллахе, и на то, какие благие плоды это приносит человеку в этом мире и в вечном мире.

Передаются от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Говорит Всевышний Аллах: «Я буду таким, как думает обо Мне Мой раб»». Ахмад, 2/413, 482, 524, 534; аль-Бухари, 7405; Муслим, 2675; ат-Тирмизи, 3603; ан-Насаи в "Сунан аль-Кубра", 7730; Ибн Маджах, 3822

Сказано в Коране:
«Эти ваши мысли, которые вы думали об Аллахе - они вас погубили, и вы оказались в числе потерпевших убыток».
Сура "аль-Фуссылят", 41:23

Вот эти все доводы - аяты и хадисы - указывают нам, на то какое великое положение занимает хорошее мнение об Аллахе.

Хорошее мнение об Аллахе не может сопровождаться пренебрежительным отношением к поклонению Аллаху и легковесным отношением к покорности Аллаху, а это:
- когда человек смело ослушивается Аллаха,
- когда человек спокойно предаётся запретным удовольствиям и страстям,
- когда человек пренебрежительно смотрит на служение Аллаху,
- когда человек отвращается от заповедей Аллаха.

Это всё не может совмещаться с хорошим мнением об Аллахе! Это просто бесплодные мечты, пустые надежды и фантазии!

Тот, кто грешит и ослушивается Аллаха, делает это смело и дерзко, отвращается от Аллаха и от Его заповедей - значит, в каком-то аспекте он плохо думает об Аллахе:
- либо он до конца не осознаёт того, что Всевышний Аллах знает абсолютно обо всём; что Всевышний Аллах слышит всё; что Всевышний Аллах видит всё; что ничто не может скрыться от ни на небесах, ни на земле;
- либо он не осознаёт, что Всевышний Аллах воздаст за всё - за малое и за большое;
- либо не осознаёт могущество Всевышнего Аллаха;
- либо не понимает, что всё, что он имеет - все милости и все блага - что они от Аллаха, а значит, надо быть благодарным Ему;
- либо он не понимает, что Аллах – Щедрейший, и все сокровища и все блага в Его руке, и что Он - богатый Владыка, и поэтому не устремляется к Аллаху;
- либо этот человек сомневается в мудрости Аллаха, и в то, что Аллах - Благодарный, поэтому этот человек думает, что и грешник, что и праведник - конец у них одинаковый;
- или человек не понимает, что Аллах силён в наказании, в отмщении, и поэтому не боится грешить;
- либо не понимает, что милосердие и прощение Аллаха велики, и поэтому, когда уже грешил, после это впадает в отчаяние, и говорит: "Ну, как я уже вернусь к Аллаху после этого".

Итак, грехи произрастают из плохого мнения об Аллахе и отдаляют человека от хорошего мнения об Аллахе.
Хасана аль-Басри (да помилует его Аллах), сказал: «Поистине, деяния людей соответствуют их мнению об их Господе. Поистине, верующий хорошо думает о своем Господе и потому поступает хорошо, а нечестивец плохо думает о своем Господе и поэтому поступает плохо». Имам Ахмад в книге "Зухд", 1602; Абу Ну'аим в "Хиляту аль-Аулия", 144/2 от аль-Хасана аль-Басри; Ибн аби Шейба, 187/8.

Когда Аллах описывает плохое мнение об Аллахе, Он говорит, что это - черта многобожников и лицемеров.
Всевышний Аллах говорит:
«И чтобы наказать лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц, которые плохо (дурно) думают об Аллахе. Постигнут их превратности судьбы; и разгневался на них Аллах, и проклял их Аллах, и уготовил для них Ад, и как скверно это место возвращения!»
Сура "аль-Фатх", 48:6

Аллах говорит про многобожников, про людей, которые будут в Аду:
«И эти ваши мысли о вашем Господе - они погубили вас, и вы оказались в числе потерпевших убыток».
Сура "аль-Фуссылят", 41:23

Поэтому, это из величайших грехов - плохо думать об Аллахе, о своем Господе. И если ты плохо думаешь о своём Господе - значит будут плохие деяния. И, наоборот, если человек хорошо думает об Аллахе - значит у него будут хорошие деяния.

Как же достичь того, чтобы иметь хорошее мнение об Аллахе?

В этом поможет:
1. Устремление к Аллаху с благодарностью за все оказанные им милости, с надеждой на Его прощение и страхом перед Его наказанием, со знанием единобожия;
Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки». Коран 14:7
Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро. Коран 7:56

2. Познание своего Господа, изучать Его имена и Его атрибуты, Его качества;
«Поистине, боятся Аллаха из Его рабов только знающие». Коран 35:28
Например, если осознавать то, что Аллах – Всезнающий (аль-'Алим), то человеку уже понятно, что Он ведает обо всех его поступках, это помогает делать хорошее и избегать плохого.
Если осознавать то, что Аллах – Всеслышащий (ас- Сами'), то уже легче говорить только благое и избегать скверных речей.
Если осознавать то, что Аллах – Всепрощающий (аль-Гъафур), Принимающий покаяние (ат-Таууаб), то это побуждает человека каяться перед Аллахом. 
И если хорошо думать о Нём в этом аспекте, то Он примет  покаяние.

3. Борьба со своей душой, страстями и прихотями, чтобы делать то, что  Аллах повелел людям.
«Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай».
Коран 79:40-41

4. Осознание того, что все постигающее человека является или милостью или испытанием или наказанием от Аллаха. Причем человек не всегда понимает что хорошее может внешне проявляться в том, что он считает для себя злом, или зло в том, что он считает для себя хорошим. 
«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете». Коран 2:216

Также в этом разделе


Предыдущая запись Следующая запись

Возврат к списку