#разное
Одним из самых важных видов поклонения сердца, одним из самых высоких состояний религии, одна из самых главных обязанностей, которая накладывает на человека вера в Аллаха – это хорошее мнение об Аллахе (хусну занни би-Ллях):Что значит хорошее мнение об Аллахе?
- потому что Аллах не разочаровывает человека, который хорошо думает о Нём;
- потому что Аллах не подводит человека в его надеждах на Него;
- потому что Аллах не губит деяния, которые человек совершает ради Него.
Как говорит Всевышний Аллах:
«Они радуются благодати от Аллаха, и щедрости, и тому, что Аллах не губит награды верующих [у Аллаха сохраняется награда за благие дела, и Он воздает за них лучшим]».
Сура "аль-Имран", 3:171
В Книге Аллаха и в Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) очень много доводов, которые указывают нам на важность хорошего мнения об Аллахе, и на то, какие благие плоды это приносит человеку в этом мире и в вечном мире.
Передаются от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Говорит Всевышний Аллах: «Я буду таким, как думает обо Мне Мой раб»». Ахмад, 2/413, 482, 524, 534; аль-Бухари, 7405; Муслим, 2675; ат-Тирмизи, 3603; ан-Насаи в "Сунан аль-Кубра", 7730; Ибн Маджах, 3822
Сказано в Коране:
«Эти ваши мысли, которые вы думали об Аллахе - они вас погубили, и вы оказались в числе потерпевших убыток».
Сура "аль-Фуссылят", 41:23
Вот эти все доводы - аяты и хадисы - указывают нам, на то какое великое положение занимает хорошее мнение об Аллахе.
Хорошее мнение об Аллахе не может сопровождаться пренебрежительным отношением к поклонению Аллаху и легковесным отношением к покорности Аллаху, а это:
- когда человек смело ослушивается Аллаха,
- когда человек спокойно предаётся запретным удовольствиям и страстям,
- когда человек пренебрежительно смотрит на служение Аллаху,
- когда человек отвращается от заповедей Аллаха.
Это всё не может совмещаться с хорошим мнением об Аллахе! Это просто бесплодные мечты, пустые надежды и фантазии!
Тот, кто грешит и ослушивается Аллаха, делает это смело и дерзко, отвращается от Аллаха и от Его заповедей - значит, в каком-то аспекте он плохо думает об Аллахе:
- либо он до конца не осознаёт того, что Всевышний Аллах знает абсолютно обо всём; что Всевышний Аллах слышит всё; что Всевышний Аллах видит всё; что ничто не может скрыться от ни на небесах, ни на земле;
- либо он не осознаёт, что Всевышний Аллах воздаст за всё - за малое и за большое;
- либо не осознаёт могущество Всевышнего Аллаха;
- либо не понимает, что всё, что он имеет - все милости и все блага - что они от Аллаха, а значит, надо быть благодарным Ему;
- либо он не понимает, что Аллах – Щедрейший, и все сокровища и все блага в Его руке, и что Он - богатый Владыка, и поэтому не устремляется к Аллаху;
- либо этот человек сомневается в мудрости Аллаха, и в то, что Аллах - Благодарный, поэтому этот человек думает, что и грешник, что и праведник - конец у них одинаковый;
- или человек не понимает, что Аллах силён в наказании, в отмщении, и поэтому не боится грешить;
- либо не понимает, что милосердие и прощение Аллаха велики, и поэтому, когда уже грешил, после это впадает в отчаяние, и говорит: "Ну, как я уже вернусь к Аллаху после этого".
Итак, грехи произрастают из плохого мнения об Аллахе и отдаляют человека от хорошего мнения об Аллахе.
Хасана аль-Басри (да помилует его Аллах), сказал: «Поистине, деяния людей соответствуют их мнению об их Господе. Поистине, верующий хорошо думает о своем Господе и потому поступает хорошо, а нечестивец плохо думает о своем Господе и поэтому поступает плохо». Имам Ахмад в книге "Зухд", 1602; Абу Ну'аим в "Хиляту аль-Аулия", 144/2 от аль-Хасана аль-Басри; Ибн аби Шейба, 187/8.
Когда Аллах описывает плохое мнение об Аллахе, Он говорит, что это - черта многобожников и лицемеров.
Всевышний Аллах говорит:
«И чтобы наказать лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц, которые плохо (дурно) думают об Аллахе. Постигнут их превратности судьбы; и разгневался на них Аллах, и проклял их Аллах, и уготовил для них Ад, и как скверно это место возвращения!»
Сура "аль-Фатх", 48:6
Аллах говорит про многобожников, про людей, которые будут в Аду:
«И эти ваши мысли о вашем Господе - они погубили вас, и вы оказались в числе потерпевших убыток».
Сура "аль-Фуссылят", 41:23
Поэтому, это из величайших грехов - плохо думать об Аллахе, о своем Господе. И если ты плохо думаешь о своём Господе - значит будут плохие деяния. И, наоборот, если человек хорошо думает об Аллахе - значит у него будут хорошие деяния.
Как же достичь того, чтобы иметь хорошее мнение об Аллахе?
В этом поможет:
1. Устремление к Аллаху с благодарностью за все оказанные им милости, с надеждой на Его прощение и страхом перед Его наказанием, со знанием единобожия;
Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки». Коран 14:7
Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро. Коран 7:56
2. Познание своего Господа, изучать Его имена и Его атрибуты, Его качества;
«Поистине, боятся Аллаха из Его рабов только знающие». Коран 35:28
Например, если осознавать то, что Аллах – Всезнающий (аль-'Алим), то человеку уже понятно, что Он ведает обо всех его поступках, это помогает делать хорошее и избегать плохого.
Если осознавать то, что Аллах – Всеслышащий (ас- Сами'), то уже легче говорить только благое и избегать скверных речей.
Если осознавать то, что Аллах – Всепрощающий (аль-Гъафур), Принимающий покаяние (ат-Таууаб), то это побуждает человека каяться перед Аллахом.
И если хорошо думать о Нём в этом аспекте, то Он примет покаяние.
3. Борьба со своей душой, страстями и прихотями, чтобы делать то, что Аллах повелел людям.
«Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай».
Коран 79:40-41
4. Осознание того, что все постигающее человека является или милостью или испытанием или наказанием от Аллаха. Причем человек не всегда понимает что хорошее может внешне проявляться в том, что он считает для себя злом, или зло в том, что он считает для себя хорошим.
«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете». Коран 2:216
Также в этом разделе
Ислам против терроризма
Благой нрав
Что такое ильмуль калям?
История гонений имама Ахмада
Об опасности общения с нововведенцами
Ученые и их положение в Исламе
Опасность следования за своими страстями, желаниями и прихотями
С чем связано положение и благополучие мусульман?
Кто такие хариджиты?
Спор ибн Аббаса с хариджитами
Отношение мусульман к преданиям людей Писания (исраиляты и т.д.)