#разное
Отношение к преданиям людей Писания, которые передавали саляфы, бывшие из людей Писания до принятия Ислама:Отношение мусульман к преданиям людей Писания (исраиляты и т.д.)
То, что соответствует Корану и Сунне - принимается. То, что не противоречит Корану и Сунне - не принимается и не отвергается. То, что противоречит Корану и Сунне - отвергается.
Передал Абу Хурайра от Посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), о том что люди писания читали Тору по ибранийски, и делали тафсир по арабски, на что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Не верьте людям писания, но и не считайте их лжецами (или не считайте ложью то что они говорят)». аль-Бухари 4485.
Сказал Пророк ﷺ об искажении книги людей Писания:
Передаётся от Джабира ибн Абдуллаха о том, что Умар ибн аль-Хаттаб пришел к посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) с книгой, взятой у обладателей Писания и прочитал ее ему. Тогда посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) разгневался и сказал:
أَمُتـَهَوّكُونَ فِيهَا يَا ابْنَ الْخَطّابِ؟ وَالّذِي نـَفْسِي بِيَدِهِ، لَقَدْ جِئْتُكُمْ بِهَا بـَيْضَاءَ نَقِيّةً، لَا تَسْأَلُوهُمْ عَنْ شَيْء فـَيُخْبِرُوكُمْ بِحَقَ فـَتُكَذّبُونَهُ، أَوْ بِبَاطِلٍ فـَتُصَدّقُونَهُ، وَالّذِي نـَفْسِي بِيَدِهِ، لَوْ أَنّ مُوسَى كَانَ حَيًّا مَا وَسِعَهُ إِلَّا أَنْ يـَتّبِعَنِي
«Разве ты не уверен насчет этого, о сын, аль-Хаттаба? Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, я пришел к вам с этим, чистым и белым. Не спрашивайте их о чем-то, ибо они могут сказать вам истину, а вы сочтете ее ложью, или же сообщат ложь, а вы посчитаете это истиной. И клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, если бы Муса был жив, ему ничего не осталось бы, кроме как последовать за мной!»
Этот хадис передал Ахмад 3/387, а шейх аль-Албани назвал его хорошим в «Ирвауль гъалиль» 6/34.
"Мусульманам разрешается рассказывать евреизмы (исраиляты), или предания сынов Исраиля, если они не уверены в их лживости. Аль-Бухари передал со слов АбдуЛлаха бин Амра, что Пророк, салляЛлаху алейхи уа саллям, сказал: "Рассказывайте от моего имени, даже если это всего один аят, и рассказывайте от имени сынов Исраиля, и в этом нет греха, а тот, кто заведомо солгал от моего имени, пусть займет свое место в Огне!". Комментируя этот хадис, Ибн Хаджар писал: "По началу Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил учиться у сынов Исраиля и читать их книги, а потом снял некоторые ограничения. Очевидно, этот запрет действовал до того, как утвердились исламские законы и религиозные принципы, поскольку существовала опасность смуты. Когда же подобные опасения исчезли, было разрешено поступать так, поскольку рассказы о том, что происходило в их времена содержат полезные уроки".
Имам Малик считал, что разрешается перессказывать только хорошие из преданий, но не заведомо лживые рассказы".
Аш-Шафи'и сказал: "Известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не разрешал рассказывать лживые истории, поэтому его слова означают: рассказывайте от сынов Исраиля предания, лживость которых вам неизвестна, и на вас нет греха, если вы рассказываете то, что считаете возможным".
Существует мнение, что пересказывать можно только те предания сынов Израиля, которые соответствуют кораническим текстам и достоверным хадисам. Но среди преданий сынов Исраиля есть много удивительных рассказов, которые вполне возможны, хотя и не находят подтверждения в Коране и сунне. Согласно наиболее предпочтительному мнению, пересказывать их разрешается.
Имам Ахмад в "Зухде", Ибн Абу Шейба в "Мусаннафе", аль-Баззар в "Муснаде" передали со слов Джабира бин АбдуЛлаха, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Рассказывайте от имени сынов Исраиля, и в этом нет греха, потому что с ними случались удивительные истории". Аль-Альбани назвал хадис достоверным. В другом хадисе, переданном Ахмадом, говорится: "Если сыны Исраиля рассказывают вам что-либо, то не подтверждайте и не отрицайте это". Это значит, что мусульмане не должны верить этим историям. Они могут лишь пересказывать их для того, чтобы извлечь полезные уроки для себя". См.: Ибн Хаджар А. Фатх аль-Бари. Эр-Рияд: Дар ас-салам, 1421/2000. Т.6. С.609; Аль-Альбани М. Силсила аль-ахадис ас-сахиха. Эр-Рияд: Мактаба аль-ма'ариф, 1417/1996. Т.6. С.1028".
Из этого всего этого следует, что предания людей Писания не берутся в качестве основы для вероубеждения (акыды), поскольку это не слова нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и даже не слова самих саляфов (сподвижников, табиинов и таби-ат табиинов), а лишь передаваемые ими предания от людей Писания, в истинности содержания которых нет твердой уверенности, даже если у них достоверная цепочка передатчиков (иснад). Поэтому говорим - "Об этом ведомо Всевышнему Аллаху" И то же самое относится к комментариям саляфов к этим сообщениям.
В качестве примера этого можно привести предания, рассказываемые табиином Каабом аль-Ахбаром, да смилуется над ним Аллах, который до принятия Ислама был иудеем.
Имам Ибн Касир сказал: «Кааб аль-Ахбар — один из лучших проповедников [иудеев и христиан]. Он принял Ислам во время умры и рассказал некоторые вещи из книги Ахлюль-Китаб... многие из них заведомо ложны, и есть что-то достоверное, подтверждающее имеющуюся у нас истину» («аль-Бидая ва ан-Нихая» Ибн Кясир , 3/36).
Передает имам аль Багави:
قال كعب الأحبار : إن إبليس تغلغل إلى الحوت الذي على ظهره الأرض فوسوس إليه ، فقال له : أتدري ما على ظهرك يا لويثا من الأمم والدواب والشجر والجبال لو نفضتهم ألقيتهم عن ظهرك ، فهم لويثا أن يفعل ذلك فبعث الله دابة فدخلت منخره فوصلت إلى دماغه فعج الحوت إلى الله منها فأذن لها الله فخرجت : فوالذي نفسي بيده إنه لينظر إليها وتنظر إليه إن هم بشيء من
Ка’аб аль-Ахбар сказал: «Иблис вошел в рыбу на которой находиться земля и начал наущать ее: ‘‘Знаешь ли ты, Лувиса (в библейской интерпретации - Левиафан, в иудейской - Ливьятан), что за люди, животные, деревья и горы у тебя на спине? Если ты тряхнешь (спиной), то сбросишь их со спины’’. Вознамерилась тогда Лувиса сделать это. Но послал Аллах животное, которое вошло ей в ноздрю и добралось до самого мозга. Взмолилась тогда рыба Аллаху, жалуясь на животное, и Аллах разрешил выйти животному».
(см. Тафсир Багави (с. 1334), «Хильят аль-Аулия» Абу Нуайм аль-Исфахани (6/8), Тафсир аль-Куртуби (1/385)Ка’аб аль-Ахбар сказал: «Иблис вошел в рыбу на которой находиться земля и начал наущать ее: ‘‘Знаешь ли ты, Лувиса (в библейской интерпретации - Левиафан, в иудейской - Ливьятан), что за люди, животные, деревья и горы у тебя на спине? Если ты тряхнешь (спиной), то сбросишь их со спины’’. Вознамерилась тогда Лувиса сделать это. Но послал Аллах животное, которое вошло ей в ноздрю и добралось до самого мозга. Взмолилась тогда рыба Аллаху, жалуясь на животное, и Аллах разрешил выйти животному».
Это сообщение является словами самого Ка`аба аль-Ахбара, и не являются словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И хотя сам Ка'аб аль-Ахбар был заслуживающим доверия, но именно некоторые «исраилияты» (иудейские истории), которые он рассказывал из прошлых своих знаний иудейской религии, не имеют никакой основы в Исламе и поэтому не могут являться доводом.
Имам Багави в своем тафсире упоминает что Ка`аб ибн Ахбар сказал что имя кита, на спине которого Земля зовут «Лявиса». Затем идет упоминание быка с сорока тысячами рогов и т.п. Затем имам Багави говорит: «Ка`аб аль-Ахбар сказал: Иблис проник в кита на котором стоит Земля...». В комментарии к этим сообщениям трое мухаккыков говорят: Это пример того, что придумали Ахлюль-Китаб, которые издевались над Посланниками как об этом упомянул шейх Мухаммад ибн Мухаммад Абу Шухба в своей книге «Исраилият ва мавдуат» (см. «Ма`алим ат-Танзиль» Багави, 8/186). Более того, дальше имам Багави также упоминает что некоторые сказали, что «Нун» - это последняя буква имени «ар-РахмаН» и это передача от Икримы от Ибн Аббаса.
Это сообщение также приводится в «Хильят аль-Аулия» Абу Нуайма аль-Исфахани (6/8) без указание на достоверность сообщения; а также оно приводится в «Тафсире аль-Куртуби» (1/385) редактором которого является шейх Абдуллах ат-Турки, в комментарии к этому сообщению сказано: «Это – сообщение исраилият (иудейская история), нет у него никакой основы; лучше всего было бы очистить свою книгу от подобных [недостоверных сообщений]». Также подробнее об этом здесь
Также в этом разделе
Ислам против терроризма
Что значит хорошее мнение об Аллахе?
Благой нрав
Что такое ильмуль калям?
История гонений имама Ахмада
Об опасности общения с нововведенцами
Ученые и их положение в Исламе
Опасность следования за своими страстями, желаниями и прихотями
С чем связано положение и благополучие мусульман?
Кто такие хариджиты?
Спор ибн Аббаса с хариджитами