Ислам против терроризма
Ислам против терроризма

Ислам против терроризма

В настоящее время первым, в чем обвиняют мусульман, является терроризм. Однако в Исламе категорически осуждаются подобные действия. Ислам затрагивает все сферы жизни человека в том числе ведение войны. Но даже в военное время запрещено трогать мирное население.

Аллах говорит: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступающих». (аль-Бакъара 2: 190).
Ибн ‘Аббас поясняя слова Всевышнего, сказал: “Не убивайте женщин, детей, стариков и тех, кто обратился к вам с миром и не сражается с вами. А если вы совершите это, то вы преступившие границы”. См. “ат-Табари” 2546.

«Ранее мы уже упоминали о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил свои послания целому ряду царей и правителей и что Шурахбил ибн ‘Амр аль-Гъассани убил аль-Хариса ибн ‘Умайра, да будет доволен им Аллах, которому было поручено доставить послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, правителю Бусры. Это было равносильно объявлению войны, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который был очень огорчён и разгневан известием об убийстве аль-Хариса, велел готовить к выступлению войско в составе трёх тысяч бойцов, поручив командование им Зайду ибн Харисе, и, сказав: «Если Зайда убьют, командование примет Джа’фар ибн Абу Талиб, а если погибнет и Джа’фар, пусть командует ‘Абдуллах ибн Раваха», после чего Зайду ибн Харисе было вручено белое знамя.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел участникам похода добраться до того места, где погиб аль-Харис ибн ‘Умайр, да будет доволен им Аллах, призвать его убийц к Исламу и сразиться с ними, если они откажутся, и сказал воинам: «Выступайте с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха, но не поступайте вероломно и не преступайте границ, не убивайте детей, женщин, стариков и уединяющихся в своих кельях, не вырубайте ни пальм, ни иных деревьев и не разрушайте никаких строений!»».
см. "Ар-рахик аль-Махтум", Сафи Ар-Рахман Аль-Мубаракфури.

Запрещено убивать тех, кто не сражается против мусульман. Немусульмане (غير المسلمين) делятся на четыре категории: зимми, му'ахид, мустаман, харби.

1. Зимми (الذمي) – немусульманин, проживающий на мусульманских землях.
Он должен платить подушную подать (джизья), и в его отношении действуют все законы Ислама. Джизья не взимается с детей, женщин, монахов, стариков, калек и безработных. Она используется для удовлетворения медицинских и социальных нужд самих зимми, а также для обеспечения их безопасности. На зимми не возлагается воинская повинность.
2. Му'ахид (المعاهد) – немусульманин, между государством которого и государством мусульман существует договор или мирное соглашение, заключенное на определенный срок или бессрочно.
Известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, заключил с курейшитами договор о прекращении войны сроком на десять лет. К современным вариантам таких договоров относится членство страны в международных или региональных организациях.
3. Мустаман (مستأمن) – немусульманин, страна которого находится в состоянии войны с мусульманами, въезжающий на территорию мусульманского государства, получив разрешение и гарантию безопасности от кого-либо из мусульман.
Современными вариантами такого предоставления гарантии безопасности являются получение визы, получение разрешения на въезд, штамп о въезде.
4. Харби (الحربي) (досл. ''участвующий в войне'') – немусульманин, не относящийся к трем вышеуказанным категориям.
Жизнь, имущество и честь такого человека, если он оказался на территории мусульман, не являются неприкосновенными, однако посягательство на них возможно только с разрешения правителя. Дети, женщины и убогие мужчины являются исключением – убивать их нельзя.

Жизнь первых трех вышеперечисленных категорий немусульман является неприкосновенной. Никто не имеет право покушаться на их жизнь, пока они сохраняют свой статус, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто убьет му'ахида, тот не вкусит благоухания Рая, хотя оно распространяется на расстояние сорока лет пути». Ахмад (2/186), аль-Бухари (3166), ан-Насаи (8/25) и Ибн Маджах (2686). Всевышний Аллах сказал: «Если убитый принадлежал к народу, с которым у вас есть договор, то надлежит вручить его семье выкуп и освободить верующего раба» (сура ''Женщины'', аят 92). Таким образом, даже за непреднамеренное убийство неверующего, получившего гарантию безопасности, Всевышний Аллах установил выкуп и искупление греха. Что же тогда говорить о преднамеренном убийстве?! Преступление в таком случае гораздо тяжелее, а грех больше. Поэтому шейх-уль-ислам Ибн Теймийя считал, что мусульманин, убивший зимми вероломно, когда тот считал себя в безопасности, должен быть казнен. Этого же мнения придерживаются богословы маликитского мазхаба. Имам Абу Ханифа считал, что мусульманин приговаривается к смертной казне за убийство любого зимми. Все коранические аяты, запрещающие убийство человека, распространяются также на зимми, му'ахида и мустамана.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я буду непричастен к тому, кто даст человеку гарантию безопасности, а затем убьёт его, даже если убитый будет неверным!» Ахмад (5/223) и Ибн Маджах (2/896).

Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто будет притеснять му’ахада (неверующего, находящегося в договоре с мусульманами), или будет его ущемлять, или будет возлагать на него сверх его возможностей, или возьмет у него что-либо без его желания, то поистине, я буду свидетельствовать против него в День воскрешения!». Абу Дауд (3052), аль-Байхакъи (9/205).

Советом крупных ученых Королевства Саудовская Аравия на чрезвычайном заседании, которое состоялось в Эр-Рияде 13.03.1424 г.х. (15.05.2003) была вынесена фетва. На нем обсуждались события, связанные с взрывами в Эр-Рияде 11.03.1424 г.х., которые стали причиной разрушений, а также многочисленных ранений и гибели мусульман и немусульман. Совет, основываясь на доводах Шариата, вынес заключение о том, что мусульмане единодушны в запрещенности покушения на тех, чья жизнь неприкосновенна. К их числу были отнесены мусульмане, покушение на жизнь которых недопустимо без соответствующего права; зимми, проживающие в мусульманском государстве и находящиеся под его защитой; му'ахиды- граждане государств, которые имеют мирный договор с мусульманами; а также мустаманы, получившие разрешение на въезд в земли мусульман и гарантию безопасности. Абдуллах бин Амр рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто убьет муахида, тот не почувствует благоухания Рая, хотя оно распространяется на расстоянии сорока лет пути». аль-Бухари.
Жизнь и имущество того, кому правитель-мусульманин разрешил въезд в мусульманскую страну, предоставив гарантию безопасности, неприкосновенны, и посягательство на них недозволенно. Тот, кто убьет такого человека, не почувствует благоухания Рая, как сказал Пророк ,саллалахи алейхи ва саллям. Поистине, это – очевидная угроза в адрес тех, кто покушается на жизнь му'ахидов. Известно, что если кто-либо из мусульман предоставил гарантию безопасности кому-либо из неверующих, взяв его под свою защиту, то за эту гарантию отвечают все мусульмане. Пророк, саллалахи алейхи ва саллям, сказал: «Кровь всех мусульман одинаково ценна, а гарантия безопасности, которую предоставил самый невлиятельный из них, должна соблюдаться ими всеми». Этот хадис передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Шейх аль-Альбани назвал этот хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Аби Дауд» (2751), «Сахих аль-Джами'» (6712), «Сахих Сунан Ибн Маджа» (2172-2174).
Помимо этого, те, кто совершают акты «мученичества», взрывая самих себя, относятся к числу тех, о ком Пророк, саллалахи алейхи ва саллям, сказал: «Кто убьет себя какой-либо вещью, будет наказан ею в День Воскресения». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим со слов Абу Хурейры и Сабита бин ад-Даххака. Его же приводит Абу ’Аууана.
В конце данной фетвы разъясняется, что совершение подобных преступлений противоречит интересам Ислама и мусульман. Там, в частности, говорится: «Все должны понимать, что мусульманские народы сегодня страдают от врагов, посягающих на них со всех сторон, и эти враги только радуются тому, что у них появляется повод, оправдывающий их нападения на мусульман, унижение верующих и использование принадлежащих им благ и ресурсов. Те, кто помогают врагам в осуществлении их целей, давая им повод действовать против мусульман, способствуют нанесению мусульманам колоссального ущерба и нападению на их земли. Это – одно из самых страшных преступлений».

Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййя сказал: “Поистине, сражаются с неверными лишь по одной причине, а это – война! И это мнение большинства ученых и на это указывает Коран и Сунна!” См. “ан-Нубувват” 140.

Шейх Ибн аль-Къаййим говорил: “Убийство дозволяется по причине сражения, а не по причине неверия! И именно по этой причине было запрещено убивать женщин, детей, находящихся в договоре, и монахов, которые не принимают участия в сражении! Более того, мы воюем [только] с теми, кто воюет с нами!” См. “Ахкаму ахли-зимма” 1/27.

Имам Ибн ас-Салях сказал: “Основа состоит в том, что наличие на земле неверных позволяется, поскольку Всевышний Аллах не желает уничтожение творений и не создал их для того, чтобы их убивали! Поистине, Аллах дозволил убивать только по причине вреда, который может исходить от них, а не потому что это (убийство неверных) является воздаянием за их неверие (куфр)! Ведь мир этот не является обителью воздания, ибо воздаяние за деяния будет в Судный день. И если неверные входят во власть мусульман и соблюдают наши установления, то мы получаем пользу от них в обустраивании быта. И у нас не остается причин для того, чтобы их убивать, а их воздаяние у Аллаха. Ведь когда неверные пребывают в стране мусульман, может быть так, что они увидят то, что Аллах создал в их естестве (фитра). И если дело обстоит таким образом, то нельзя говорить: «Основа состоит в том, что нужно убивать неверных»!” См. “Фатауа Ибн ас-Салях” 224.

Все те, кто совершает теракты, в Исламе считаются хариджитами (подробнее о них здесь) и нечестивцами. Проявления хариджизма и такфиризма (подробнее о такфире здесь) могут быть в разных течениях или сектах. Поэтому не имеет никакого значения, к какому течению или секте относят себя террористы - все они совершают зло и заслуживают наказания.

Всевышний Аллах сказал: «Не запрещает вам Аллах оказывать благодеяния и быть справедливыми к тем, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших домов, ведь Аллах любит справедливых!» (аль-Мумтахана 60: 8).
Предыдущая запись Следующая запись

Возврат к списку