Подчинение правителям мусульман
Подчинение правителям мусульман

Подчинение правителям мусульман

Обязанностью мусульман является подчинение правителям, называющими себя мусульманами.

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنكُمْ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلًا
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» [Сура ан-Ниса, аят 59].

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!» [Муслим, 1847].

Сообщается, что аль-‘Ирбад ибн Сарийа сказал:
«Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с увещанием, от которого сердца испытали страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали: “О Посланник Аллаха, это похоже на увещание прощающегося, так дай же нам наставление!” Он сказал: “Я завещаю вам бояться Аллаха! Слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит много раздоров. Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Держитесь за это коренными зубами, и полностью избегайте новшеств в делах, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» Этот хадис передали Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 43, Ибн Хиббан 5, Ибн Наср 1/21.

В ослушании Аллаха мы не должны подчиняться правителям.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ ﴾

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» [Сура аль-Маида, аят 2].

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Как-то раз) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал (в поход) отряд, поставив во главе его одного человека из числа ансаров и велев (остальным) подчиняться ему. (Во время похода этот человек за что-то) разгневался на них и воскликнул: “Разве Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не велел вам подчиняться мне?!” Они сказали: “Да”. Тогда он велел: “Соберите мне дров!” — и они (сделали это). Потом он велел: “Разожгите огонь!” — и они разожгли его, а (затем) он велел: “Войдите в огонь!” (Сначала) они хотели (выполнить его приказ), но (потом) стали удерживать друг друга (от этого), говоря: “Прибегаем к (защите) Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от огня!”[­мы надеемся спастись от огня, последовав за пророком] — и они продолжали (повторять эти слова), пока огонь не погас, а гнев (этого человека) не улёгся. Всё это дошло до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: “Если бы они вошли в (этот огонь), то уже не вышли бы из него до самого Дня воскрешения, ибо повиноваться (следует лишь тому, что) одобряется (шариатом)!”» См. также хадисы №№ 7145 и 7257. Этот хадис передали Ахмад 1/124, аль-Бухари 4340, Муслим 1840, Ибн Абу Шейба 34395.

Правители такие же люди, могут совершать грехи (не выводящие из ислама), проявлять слабость и бояться, но это не делает их неверующими.

Грехи нужно осуждать, но в отношении правителей есть отличия. Порицание правителя делается либо тайно, либо открыто, но в его присутствии, как пришло из Сунны и как поступали сподвижники.

Со слов ‘Ийада ибн Ганами, да будет доволен им Аллах, было передано, что он сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Тот, кто хочет сделать наставление правителю-мусульманину, пусть не делает это публично, а возьмет его за руку и уведет его (в сторонку), дабы сделать ему наставление наедине. Если он примет наставление (то прекрасно), но если не примет, то наставляющий выполнил свою обязанность по отношению к нему (правителю)»» Ахмад (15369 — аль-Арнаут), Ибн Абу Хатим в книге «ас-Сунна», аль-Хаким в «аль-Мустадрак» (5269), ат-Табарани в «аль-Му‘джам аль-кабир» (17/367 №1007 — ‘Абд аль-Маджид ас-Саляфи), аль-Байхаки (16437).

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Пусть тот, кто хочет сделать наставление правителю, сделает это тайно, а не явно». Ахмад 3/403, Ибн Аби ‘Асым 1097

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Наилучшим джихадом является произнесение слова истины в присутствии несправедливого правителя». Ахмад (3/19, 61), Ибн Маджах (3240)

‘Умар ибн аль-Хаттаб когда был халифом говорил: 
«О люди! Поистине, у нас есть право на вас в том, чтобы вы увещевали нас тайно и помогали нам в благом!» Ханнад ибн ас-Сарий в “аз-Зухд” 2/602.

Когда Ибн ‘Аббаса спросили о наставлении правителю, он сказал: 
«Если ты хочешь это сделать, то сделай это так, чтобы между вами никого не было, и не сплетничай о своем правителе!» Ибн Абу Шайба 15/74, Са’ид ибн Мансур 4/1657.

Фудейль ибн ‘Ийад, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Верующий (мусульманин) покрывает (своего брата) и делает наставление (ему), а нечестивец изобличает его и позорит» (Ибн Раджаб «Джами’ аль- ‘Улюм уаль-Хикам» стр.87).

‘Убада ибн ас-Самит (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) призвал нас, чтобы мы присягнули ему в том, что будем слушаться и повиноваться (правителю) в том, что нам нравится и не нравится, в трудности и лёгкости, и что не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать. И он сказал: «Если только вы не увидите (от правителя) явного неверия, относительно которого у вас будет довод от Аллаха!»” Муслим 1709.

Со слов Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появятся над вами правители, деяния которых вы будете признавать и откажетесь признавать. Тот, кто не будет соглашаться с ними, будет непричастен (к греху), а кто выразит порицание – спасётся, за исключением тех, кто будет доволен (их делами) и последует (за ними)». Его спросили: “Разве нам не сражаться с ними?” Он ответил: «Нет, пока они совершают молитву!» Муслим 1854.

Это единственные причины, по которым Шариат дозволил сражаться с правителем мусульман.

К примеру Хаджадж ибн Юсуф, стал бедой для мусульманской уммы. Аллах Всевышний поставил его над уммой и он причинил много несправедливостей. Когда аль-Хасан аль-Басри увидел, что люди возмущаются и ропщут правлением Хаджаджа, он дал им такое наставление: «Хаджадж – это наказание от Аллаха, которого не было! Поэтому не встречайте наказание Аллаха мечом, однако встречайте это наказание покаянием и усиленными молитвами и покорностью. Кайтесь и вы будете избавлены!» Этот асар приводит Ибн Абу Дуньйа в книге «аль-‘Укъубат» с достоверным иснадом.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Будут после меня имамы, которые не следуют моему руководству, и моей Сунне, и будут среди них люди, чьи сердца подобны сердцам шайтанов в облике людей".Хузейфа сказал: "Что же мне делать, о Посланник Аллаха, если я застану это?" Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Слушайся и подчиняйся амиру, даже если бьет тебя по спине и забирает твое имущество, слушайся и подчиняйся"». (Передал имам Муслим в "Сахихе", 4813, и другие).

Передается от Абу Умама аль-Бахили, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Слушайте и подчиняйтесь (правителям), в благополучии и трудностях, нравится вам это или не нравится, даже если они отдают предпочтение другим в том, что вам принадлежит по праву. И не претендуйте на то, что не в ваших полномочиях, даже если вы считаете себя более достойными». аль-Аджурри в “Аш-Шари’а”, 72. Хадис достоверный.

Абу ад-Дарда сказал: “Поистине, первое проявление лицемерия человека – это ругань в адрес правителя мусульман!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” 21/287.

Имам аль-Барбахари сказал: “Если ты увидишь человека, который поносит правителя мусульман, то знай, что он приверженец своих страстей. А если ты увидишь человека, который просит у Аллаха блага для правителя, то знай, что он приверженец Сунны”. См. “Шарху-Ссунна” 113.

Имам Ибн ‘Адиль аль-Ханбали сказал:
“Мууалятуль-куффар бывает трех видов: Первый – быть довольным их неверием, считать что они на истине, и по причине этого оказывать им поддержку. Такой человек является неверным, так как он доволен куфром и считает это правильным! Второй – внешнее (бытовое) взаимоотношение с неверными. Это не является запретным. Третий – оказание помощи и поддержки неверным либо по причине родственных связей, либо по причине любви к ним, но с убеждением ложности их религии. Такой вид является запретным, но не выводит из религии!” См. “Тафсир аль-Любаб” 5/143.

Шейхуль-Ислам Ибн Теймийя сказал:
«Выходить против правителей мусульман из-за совершаемых ими грехов неправильно. Несмотря на то, что человека совершившего такие большие грехи как прелюбодеяние или подобное этому, требуется убить, то восставать против правителя совершающего подобные же грехи нельзя. Так как смута, которая возникнет по причине выхода против правителя, намного превосходит смуту, которая возникает по причине грехов правителя». См. «Маджму’ аль-фатауа» 22/61.

Шейх ‘Абдул-Лятыф Али Шейх говорил:
“Поистине, мууаля бывает двух видов! Первый – полное мууаля, что является явным куфром, и этот вид мууаля означает тауалли, и именно на этот вид указывают устрашающие доводы, запрещающие это! Второй – это конкретное, какое-то определенное мууаля, как например мууаля по причине мирской выгоды, при сохранении правильного убеждения и не желания куфра и вероотступничества. И именно это произошло с Хатыбом ибн Аби Бальта’а, который раскрыл тайну посланника относительно военного похода на Мекку, по причине которого были ниспосланы аяты суры аль-Мумтахана”. См. “ад-Дурару-ссания” 1/235.

И мусульмане должны наставлять и побуждать правителей к истине:

От Му’аза ибн Джабаля сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благоволение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершил одно из пяти деяний, находится под покровительством Аллаха Всевышнего и Всемогущего: навестивший больного; или участвовавший в похоронах (джаназа); или вышедший в военный поход; или зашедший к правителю, с целью поддержать его (в истине) и оказать ему почет; или пребывавший в своем доме, уберегая тем самым людей от своего зла, а себя от зла людей». Ахмад 5/241, Ибн Аби ‘Асым 1021, аль-Баззар 1649. Имам Ибн Хиббан, Ибн Хузайма, аль-Хаким и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.

Ибн Аби Хатим рассказывал: “Однажды имаму Малику сказали: “Ты входишь к правителю, тогда как он несправедлив?!” Он ответил: ”Да помилует тебя Аллах, а кто же тогда будет говорить ему об истине?!” См. ”ад-Джарху уа-тта’диль” 1/30.

Спросили имама Ахмада об Исхакъе ибн Рахауейхе, и он ответил: “Не меня следует спрашивать о нем, а Исхакъа следует спросить обо мне!” Ему сказали: “О Абу ‘Абдуллах, мы спрашиваем относительно него не насчет хадисов, а насчет того, что он входит к правителям и берет у них деньги!” Ахмад сказал: “Да, он заходит к ним, берет у них деньги, призывает их к Сунне и обучает их ей. Может также он похвалит перед ними кого-то, кого они впоследствии поставят управлять городом, а тот будет призывать жителей к Сунне, и вся награда за это будет Исхакъу”. См. “аль-Джалису-ссалих” 204.

Имам аш-Шаукани сказал: “Не скрыт от обладающего разумом тот факт, что если обладающие знанием, почетом и религией удержатся от вхождения к правителям, то это приведет к упадку пречистого Шариата по причине отсутствия того, кто будет его выстаивать! И подобное исламское царство превратится в царство джахилии в отношении шариатских законоположений религии и взаимоотношений, распространится невежество и законоположения Корана и Сунны останутся позади. И это касается не только правителей, но и их подчиненных!” См. “Раф’уль-асатын фи хукмиль-иттисаль би салятын” 53.

Сказал шейх Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб: "Если близким окружением правителя не будут люди религии, то его близким окружением будут люди зла. И религиозные люди должны обьединять людей вокруг их правителя, и закрывать глаза на его ошибки, и это то, что следует делать людям религии - закрывать глаза на ошибки своего правителя" См: "Ад-Дурар Ас-Сания", 9/6

"Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами". Коран 24:55
Предыдущая запись Следующая запись

Возврат к списку