‘Абдуллах ибн ‘Аббас рассказывал, что когда группа хариджитов численностью в шесть тысяч человек откололась от ‘Али ибн Абу Талиба, являвшегося халифом, и поселилась в месте, называемом Харура, люди не переставали приходить к ‘Али, и говорить: «О повелитель правоверных, люди выступили против тебя!» На что он отвечал: «Оставьте их, ибо я не буду с ними воевать до тех пор, пока они сами не начнут, и я думаю, что они скоро это сделают». И когда все было в таком положении, Ибн ‘Аббас пришел к ‘Али после полуденной/зухр/ молитвы и сказал: «Разреши мне, о повелитель правоверных, пойти к этим людям и поговорить с ними». ‘Али сказал: «Я опасаюсь, что они причинят тебе зло». Ибн ‘Аббас сказал: «Я буду проявлять мягкость и не буду оскорблять никого из них!» После этого ‘Али разрешил ему и сказал: “Но не спорь с ними посредством Корана, а спорь с ними посредством Сунны”. Ибн ‘Аббас ответил: “Я знаю Книгу Аллаха лучше них!” ‘Али сказал: «Верно, однако Коран можно истолковать по-разному».
Он пришел к ним после полудня и застал их за обедом. Ибн ‘Аббас рассказывал: «Придя к ним, я увидел людей, усердней которых я никогда не видел в поклонении. Увидев меня, они сказали: “Приветствуем тебя, о Ибн ‘Аббас. Что привело тебя к нам?” Он сказал: “Я пришел к вам от сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди. Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них! Я передам вам то, что говорят они, и сообщу им о том, что говорите вы”. Некоторые из них стали кричать: “Не разговаривайте с ним!”, тогда встал Ибн аль-Кава, который в это время еще был хариджитом, и обратился к людям, предостерегая их от Ибн ‘Аббаса, со словами: “О последователи Корана! Поистине, если кто-либо и не знает этого Ибн ‘Аббаса, то я знаю его. Это о его народе Аллах сказал: «Они являются людьми препирающимися» (аз-Зухруф, 43:58). Верните его к его хозяину (‘Али), верните его к его хозяину и не отходите от Книги Аллаха!” Другие же сказали: “Говори, мы послушаем тебя”. И тогда Ибн ‘Аббас передал им следующие условия ‘Али: “Вы не будете проливать запретную кровь, не будете совершать разбой на дорогах, и не будете притеснять зиммиев. И если вы совершите, что-либо из этого, то мы пойдём на вас войной!”»
Также Ибн ‘Аббас сказал им: «Мне сообщили, что вы в чем-то упрекаете двоюродного брата посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который к тому же является мужем его дочери. Он был первым, кто уверовал в пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а вы недовольны им?! Неужели это так?!» Они сказали: «Мы очень недовольны им из-за трех вещей». «Каких?» — спросил Ибн ‘Аббас. Они ответили: «Во-первых, он назначил людей судьями в религии Аллаха, тогда как Аллах говорит: “Суд принадлежит только Аллаху” (аль-Ан’ам 6:57).
Во-вторых, когда он воевал с Му’авией и ‘Аишей, то не брал трофеев и пленных. Если они были неверными, то это было дозволено, а если же они были верующими, то не дозволено было ни брать пленных, ни сражаться с ними!
В-третьих, он снял с себя титул повелителя правоверных /амируль-муъминин/, хотя мусульмане присягнули ему и назначили его своим правителем, и если он не повелитель правоверных, то тогда он является повелителем неверных!»
‘Абдуллах сказал: «Есть еще какие-либо вопросы?» Они сказали: «Нет, этого достаточно!»
Ибн ‘Аббас сказал: «Если я опровергну ваши взгляды с помощью Книги Аллаха и Сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вы откажетесь от своего мнения?!» «Да», — ответили они.
‘Абдуллах сказал: «По поводу того, что он назначил людей судьями в религии Аллаха, то ведь Всевышний Аллах говорит: “О те, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу во время паломничества. Но, если кто из вас убьёт её намеренно, в искупление за это он должен принести в жертву животное, подобное тому, которое он убил, по установлению двух справедливых людей среди вас” (аль-Маида, 5:95).
Всевышний Аллах также сказал о разногласиях между мужем и женой: “Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им” (ан-Нисаъ, 4:35).
Заклинаю вас Аллахом! Скажите, а разве суд людей относительно того, что касается людской крови, жизни и их примирения не важнее?!» Они сказали: «Конечно же, важнее».
Ибн ‘Аббас спросил: «Ну как, с первым делом покончено?» «Да, клянёмся Аллахом», — ответили они.
‘Абдуллах продолжил: «Вы сказали, что ‘Али сражался, но не брал ни пленных, ни трофеев, как это делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Неужели же вы хотели взять наложницей вашу мать ‘Аишу и распоряжаться ею, как распоряжаются невольницами?! Если вы скажете: «Да», то станете неверными. Если же вы скажете, что ‘Аиша не ваша мать, то также впадёте в неверие, ибо Всевышний Аллах, хвала Ему, говорит: “Пророк ближе к верующим, чем они сами к себе, а его жёны – их матери” (аль-Ахзаб, 33:6).
Затем ‘Абдуллах сказал: «Ну что, с этим тоже покончено?» «Да, клянёмся Аллахом», — ответили они.
‘Абдуллах продолжил: «Вы также сказали, что ‘Али отказался от титула повелителя правоверных. Хочу напомнить, что в день худайбийского перемирия, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел в мирном договоре с многобожниками написать: “Мухаммад – посланник Аллаха”, язычники возразили: “Если бы мы верили, что ты посланник Аллаха, то не изгоняли бы тебя и не воевали бы с тобой. Напиши: “Мухаммад ибн ‘Абдуллах”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уступил их требованию, сказав: “Сотри это, о ‘Али, и напиши “Мухаммад сын ‘Абдуллаха”, а Аллах знает, что я посланник Аллаха”».
Ибн ‘Аббас спросил: «Ну как, и с этим покончено?» Они сказали: «Клянёмся Аллахом, да».
Итогом этой дискуссии стало то, что по милости Аллаха мудрые слова Ибн ‘Аббаса, предоставленные хариджитам, послужили неопровержимым доводом, в результате чего две тысячи человек покаялись и опять перешли на сторону ‘Али. Ибн ‘Аббас сказал: «Вернулись из них (хариджитов) две тысячи человек, и были убиты оставшиеся на заблуждении. И убили их мухаджиры и ансары».
Ахмад 1/621, ‘Абду-р-Раззакъ 10/157-158. аль-Хаким 2/150-152, ат-Табарани 10/312-314, аль-Байхакъи 8/309, Ибн Са’д 3/231. Все версии данного сообщения являются достоверными.
Источник