Единобожие (Таухид / التَوْحِيد)
Единобожие (Таухид / التَوْحِيد)

Единобожие (Таухид / التَوْحِيد)

С именем Аллаха Всемилостивого, Всемилующего.

Как упоминалось до этого, слова свидетельства (шахада) отвергают многобожие и утверждают единобожие. И люди должны знать, что именно означают и включают в себя эти понятия, потому что знание и претворение в жизнь единобожия является причиной вхождения в Рай, а нарушение единобожия и совершение многобожия заводит в Ад.

Значение слова «таухид» в арабском языке:
Слово «таухид» происходит от арабского глагола «ваххада» (وَحَّد/يُوَحِّدُ), который значит: «уединять, делать что-либо/кого-либо одним, делать единственным».

Значение слова «таухид» в терминологии Шариата:
Таухид – это это уединение Аллаха в поклонении, т.е. единобожие, монотеизм. Это убеждение в том, что все права и исключительные особенности Всевышнего Аллаха принадлежат только Ему и посвящение поклонения только Ему одному. 

Это определение включает в себя то, что Всевышний Аллах является Единственным в следующих аспектах:

1. Во «владычестве» (рубубийя/ الرُّبُوبِيَّة).

Это убеждение в том, что Аллах (Велик Он и Славен) является Единственным, кто 1 – создаёт, 2 – владеет, 3 – управляет мирозданием, 4 – наделяет уделом (ризк).

Доказательcтва из Корана:

قُلْ مَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ أَمَّن يَمْلِكُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَمَن يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَيُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ وَمَن يُدَبِّرُ الْأَمْرَ فَسَيَقُولُونَ اللَّهُ فَقُلْ أَفَلَا تَتَّقُونَ

«Скажи: „Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами? ”. Они скажут: „Аллах”. Скажи: „Неужели вы не устрашитесь?”» 
Коран 10:31

Доказательства из Сунны:

Передаётся, что когда ‘Абдуллах (ибн Мас‘уд), да будет доволен им Аллах, спросил Пророка ‎ﷺ: «Что является величайшим грехом пред Аллахом?», он ответил: «Приравнивание кого бы то ни было к Аллаху, Который создал тебя» Аль-Бухари 4477, Муслим 141. 

2. В праве на «поклонение Ему» (улюхийя/ الأُلُوهِيَّةِ)

Это убеждение в том, что только один Аллах (Велик Он и Славен) достоин поклонения, только Ему люди обязаны посвящать свои обряды (’ибадат).
Понятие ’ибадат (поклонение) включает в себя совершение всего, чем доволен Всевышний Аллах и отстранение от всего, что Он запретил.
Например молитва (салят), обязательное пожертвование в пользу бедных (закят), пост (сыям), паломничество (хадж), упование (таваккуль), обет (назр), страх, надежда, любовь и т. д.

Доказательства из Корана:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».
Коран 51:56

وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى وَالْجَارِ الْجُنُبِ وَالصَّاحِبِ بِالْجَنبِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ مَن كَانَ مُخْتَالًا فَخُورًا

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов».
Коран 4:36

وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: „Нет божества [достойного поклонения], кроме Меня (Аллаха). Поклоняйтесь же Мне! (Аллаху)”»
Коран 21:25

Доказательства из Сунны:

Сообщается, что Му‘аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Пророк ﷺ сказал (мне): “О Му‘аз, известно ли тебе, какое право Аллаха должны соблюдать рабы Его?” (Му‘аз) сказал: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше”. (Тогда) он сказал: “(Право Аллаха, которое обязаны соблюдать рабы Его, состоит) в том, что им следует поклоняться Ему (одному), не придавая Ему в сотоварищи ничего. А известно ли тебе что в праве они ожидать от Него?” (Му‘аз) сказал: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше”. И он сказал: “Что Он не станет подвергать их мучениям”».
Аль Бухари 7373.

3. В Своих «именах и качествах» (асма ва сыфат/ الأَسْمَاءُِ وَالصِّفَاتُ)

Это убеждение, которое гласит, что у Аллаха  нет сотоварищей в Его божественной сущности, что Ему следует придавать только те качества, которыми Он Сам себя охарактеризовал, и те, которыми Его охарактеризовал Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха). Это придание Ему безупречных качеств совершенства. Имена и качества Всевышнего Аллаха всегда указывают на Его совершенство  и указывают что у Него нет каких-либо недостатков. При этом мусульманин не должен пытаться постичь их глубинную суть, задавая вопросы как именно и почему, или представлять себе образ и т.д. (такйиф), не должен считать что кто-то еще обладает этими качествами (тамсиль), не должен уподоблять их именам и качествам творений Аллаха (ташбих), не должен искажать их, трактуя их вопреки явному смыслу (тахриф), содержащемуся в арабском языке, и не должен отвергать их, лишая их смысла (та’тыль).

Доказательства из Корана:

فَاطِرُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ جَعَلَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجًا وَمِنَ الْأَنْعَامِ أَزْوَاجًا يَذْرَؤُكُمْ فِيهِ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

«Творец небес и земли! Он создал для вас супруг из вас самих, а также скот парами. Так Он размножает вас. Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».
Коран 42:11

وَلِلَّهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا وَذَرُوا الَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِي أَسْمَائِهِ سَيُجْزَوْنَ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали»
Коран 7:180

Доказательства из Сунны:

Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ‎ﷺ, сказал: «Поистине, у Аллаха — девяносто девять имён, сто без одного. Тот, кто сосчитает их, войдёт в Рай». Также от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передаётся в другом риваяте, что Пророк ‎ﷺ, сказал: «Поистине, Он — Нечётен, и любит нечётное» Муслим 6809.

Передают со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет: “О Аллах, поистине, я – Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты назвал Себя Сам, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!”, — то Аллах Великий и Всемогущий обязательно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью». Люди сказали: “О Посланник Аллаха! Нам следует выучить эти слова?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Конечно. Тому, кто их услышал, следует их выучить». 

Этот хадис передали имам Ахмад (1/391), Ибн Хиббан (3/972) и ат-Табарани (10352).


Аят содержащий в себе все три вида Единобожия:

رَّبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا فَاعْبُدْهُ وَاصْطَبِرْ لِعِبَادَتِهِ  هَلْ تَعْلَمُ لَهُ سَمِيًّا

«Господь небес, земли и того, что между ними!  Поклоняйся же Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?»
Коран 19:65

1. "Господь небес и земли, и того, что между ними!" - таухид ар-рубубия
2. "Поклоняйся Ему и будь стоек в поклонении Ему" - таухид аль-улюхия
3. "Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)" - таухид аль-асма уа-ссыфат

Термины, классификация и т.д., которые используют исламские ученые - это инструменты для облегчения изучения и понимания религии. И классификация видов единобожия - это просто терминология, систематизация знаний на основе доводов из Корана и Сунны, а не что-то новое. Она облегчает понимание и важно не заучивание ее именно в такой форме, а понимание сути единобожия и знание доводов на это из Корана и Сунны.

Также по теме

Также в этом разделе


Предыдущая запись Следующая запись

Возврат к списку