Свидетельство об Исламе (Шахада / الشهادة)
Свидетельство об Исламе (Шахада / الشهادة)

Свидетельство об Исламе (Шахада / الشهادة)

С именем Аллаха Всемилостивого, Всемилующего.

Значение слова شهادة [шахада] в арабском языке.
Слово «шахада» в переводе с арабского означает «свидетельство».

Значение слова «шахада» в терминологии Шариата.
У этого слова несколько шариатских значений:

1. Свидетельство о вере в Единого Бога, Всевышнего Аллаха, а также в миссию Посланника Аллаха Мухаммада ﷺ. 

شَهِدَ اللّهُ أَنَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ وَالْمَلاَئِكَةُ وَأُوْلُواْ الْعِلْمِ قَآئِمَاً بِالْقِسْطِ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

«Свидетельствует (Сам) Аллах, что нет бога [заслуживающего поклонение], кроме Него, и (свидетельствуют) (об этом) ангелы, и (люди) обладающие знанием, (и также Аллах и они свидетельствуют, что) Он исполняет справедливость. Нет бога [заслуживающего поклонение], кроме Него, Величественного, Мудрого!» (Али ‘Имран: 18).

مُّحَمَّدٌ رَّسُولُ اللَّهِ

«Мухаммад — Посланник Аллаха» (Коран 48:29)

2. Мученическая смерть, которую принял мусульманин за свою веру при усердии на пути Аллаха, а также при определенных обстоятельствах.

От Джабира ибн ‘Атика сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помимо убитых в сражении на пути Аллаха, шахада (мученичество) (бывает) семи (видов): заболевший (и умерший) от чумы - шахид; утонувший – шахид; заболевший (и умерший) от плеврита – шахид; (умерший из-за болезни) живота – шахид; погибший в огне – шахид; и тот, который умер под обломками – шахид; и женщина, умершая по причине беременности – шахид». Этот хадис передали Малик 554, Ахмад 5/446, Абу Дауд 3111, Ибн Маджах 2803, Ибн Хиббан 3189).

3. Свидетельство, которое дается для того, чтобы подтвердить и удостоверить какой-либо факт.

Шахада, как слова свидетельства об Исламе

На арабском: أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ. وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ
На русском: Свидетельствую, что нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — раб и Посланник Аллаха.
Транскрипция: Ашхаду алля иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюху.

После того, как человек произносит эти слова, убеждается в их истинности и начинает поступать в соответствии с ними, он начинает считаться мусульманином.

Свидетельство содержит две части:

1. Свидетельствую, что нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха

С этих великих слов начинали призыв все посланники, от первого до последнего. Сказал Всевышний Аллах:

وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: „Нет божества [достойного поклонения], кроме Меня (Аллаха). Поклоняйтесь же Мне! (Аллаху)”»
Коран 21:25

Смысл этой части заключается в том что все объекты, которые обожествляют люди, являются ложными божествами и не заслуживают поклонения, будь это пророки, ангелы, праведники, либо вообще идолы и выдуманные божества.
Во времена пророков почти не было безбожников, они отправлялись к тем людям, которые верили в Аллаха, но наряду с ним поклонялись кому-то еще (идолам и т.д.) и совершали какие-либо тяжкие грехи.

Некоторые люди считают, что эти слова означают: "нет творца и способного создавать, кроме Аллаха". Однако это толкование неполное, хотя слова свидетельства и включают в себя такое значение, но оно является одним из смыслов, а не единственным. Потому что в Коране сообщается, что язычники–курайшиты (племя пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, которое жило в Мекке) признавали, что Аллах является Творцом, Подателем удела и Распорядителем. Всевышний Аллах сказал:

وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ

«Если ты спросишь их: “Кто сотворил небеса и землю?”, – они непременно скажут: “Аллах”» 
Коран 31:25.

قُلْ مَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ أَمَّن يَمْلِكُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَمَن يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَيُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ وَمَن يُدَبِّرُ الْأَمْرَ فَسَيَقُولُونَ اللَّهُ فَقُلْ أَفَلَا تَتَّقُونَ

«Скажи: „Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами? ”. Они скажут: „Аллах”. Скажи: „Неужели вы не устрашитесь?”» 
Коран 10:31

Если бы слова «Ля иляха илля Ллах» означали что "нет творца и способного создавать, кроме Аллаха", курайшиты считались бы верующими, поскольку они не отказывались признавать, что нет творца, кроме Аллаха. Они не нашли ничего удивительного и необычного в этих словах. Между тем, Господь сообщает о крайнем недоумении, которое вызывала у них формула Единобожия:

وَعَجِبُوا أَن جَاءَهُم مُّنذِرٌ مِّنْهُمْ وَقَالَ الْكَافِرُونَ هَذَا سَاحِرٌ كَذَّابٌ
أَجَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا إِنَّ هَذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ

«Они удивились тому, что к ним явился предостерегающий увещеватель из них самих, и неверующие сказали: “Это лживый колдун! Неужели он превратил богов в одного Бога? Поистине, это – нечто удивительное!”»
Коран 38:4-5.

Необходимость поклонения одному Аллаху и отречение от всех других божеств – вот что курайшиты сочли удивительным и неприемлемым для себя.

Именно в этом был конфликт многобожников-курайшитов с мусульманами. Многобожники верили в Аллаха и считали его главным Богом и Единственным Творцом, но отказывались признавать, что поклонение можно посвящать только Аллаху. И отличало их от людей Писания то, что они поклонялись наряду с Аллахом идолам и не верили в Судный день.

Более того, они считали эти божества лишь посредниками и заступниками, приближающими их к Аллаху, точно также как считают своих святых заступниками иудеи и христиане, например в молитвах христиан к этим святым есть слова «Моли Бога о нас».

Сказал Всевышний Аллах:

وَيَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَضُرُّهُمْ وَلَا يَنفَعُهُمْ وَيَقُولُونَ هَؤُلَاءِ شُفَعَاؤُنَا عِندَ اللَّهِ قُلْ أَتُنَبِّئُونَ اللَّهَ بِمَا لَا يَعْلَمُ فِي السَّمَاوَاتِ وَلَا فِي الْأَرْضِ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ

«Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они — наши заступники перед Аллахом». Скажи: «Разве вы можете поведать Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?». Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи» Коран 10:18

Он также сказал:

أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِي مَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّارٌ

"Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует". Коран 39:3

Также некоторые говорят, что это означает, что "не существует божеств, кроме Аллаха". Опять же, это неполный смысл, нуждающийся в уточнении. Потому что с языковой точки зрения это подразумевает полное отсутствие божеств, в то время как очевидно, что существуют множество объектов поклонения, которым люди поклоняются помимо Аллаха и которых они считают богами. Но все они являются ложными божествами, недостойными обожествления и поклонения. Это могут быть не только вымышленные божества, идолы или еще какие-либо обожествленные материальные предметы, но и пророки, праведные люди, ангелы, джинны и даже животные. 

Исходя из этого, со смысловой стороны более правильным будет сказать, что «не существует истинных божеств, достойных обожествления и поклонения, кроме Аллаха» и это следует из правил арабского языка и того факта, что люди обожествляют не только вымышленное, но и существующее. К примеру мусульмане и христиане не сомневаются в существовании Исы (Иисуса), мир ему. И разница в том, что христиане считают, что он имеет божественную природу, называют его Богом, Сыном Бога и т.д., а мы считаем его человеком и пророком.

Также необходимо учитывать, что в арабском языке слово «إلَه» (илях) взято из глагола «أَ ل هَ» (аляха). Глагол «أَ ل هَ» имеет смысл – поклоняться с любовью и возвеличиванием. Из этого следует, что есть большая разница между арабским словом «илях» и русским словом «Бог» или «божество». Так как арабское «Илях» не имеет никакого смысла, кроме поклонения. А русское «Бог» или «божество» содержит в себе намного больше, чем поклонение, такие как «господь», «владыка», «создатель».

Поэтому слова «Ля иляха илля Ллах» означают «Нет истинного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».

2. И свидетельствую, что Мухаммад — раб и Посланник Аллаха

Смысл этой части заключается в том, что мусульмане обязаны признавать что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует является рабом и посланником Аллаха. Это включает в себя веру в то, что он говорил, исполнение его велений, соблюдение его запретов и поклонение Аллаху в соответствии с теми предписаниями, которым он научил нас.

مُّحَمَّدٌ رَّسُولُ اللَّهِ

«Мухаммад — Посланник Аллаха» (Коран 48:29)

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنكُمْ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلًا

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)!» Коран 4:59


Все, что касается религиозных предписаний Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не говорил от себя. Доказательство этому в Коране:

وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى
إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى

Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему откровение.
Коран 53:3-4

"Имам Ахмад передает, что Абдулла ибн Амр сказал: «Я записывал все, что слышал от Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), желая все запомнить. Но курайшиты стали отговаривать меня от этого: ‘‘Ты записываешь все, что слышишь от Посланника Аллаха. Но ведь он, (всего лишь) человек и говорит в гневе’’. И я (после этого) перестал записывать. А когда я (однажды) рассказал об этом Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), он сказал: «اكتب، فوالذي نفسي بيده ما خرج مني إلا الحق » ‘‘Записывай. Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, все (слова ) выходящие из моих (уст) — истина’’».[«Сахих». Абу Дауд 3646, Ахмад 2/192].

От Хафиза аль-Баззара передается, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) также сказал: «ما أخبرتكم أنه من عند الله، فهو الذي لا شك فيه » «Все, что я сообщил вам, — от Аллаха, и в этом нет сомнения» . [Аль-Баззар 837.]. Абу Хурайра передает, что Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), также сказал: « لا أقول إلا حقاً » «Не говорю (я ничего), кроме истины». Некоторые его сподвижники спросили: «Но, ты же шутишь (иногда) с нами, о Посланник Аллаха!?» На что он (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « إني لا أقول إلا حقاً » «Поистине (даже тогда, я) говорю только истину»". [Имам Ахмад 2/360].
См. Тафсир ибн Касира.

Также люди всех предшествующих общин были обязаны подчиняться посланникам. Например Нух, мир ему говорил:

قَالَ يَا قَوْمِ إِنِّي لَكُمْ نَذِيرٌ مُّبِينٌ
أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاتَّقُوهُ وَأَطِيعُونِ

Он сказал: «О мой народ! Воистину, я для вас — предостерегающий и разъясняющий увещеватель. Поклоняйтесь Аллаху, бойтесь Его и повинуйтесь мне!
Коран 71:2-3

Из этого следует что понимание слов свидетельства являются самой первой обязанностью мусульманина.
Эти слова содержат в себе утверждение единобожия и отвержение многобожия. Именно с этой целью Аллах отправлял посланников к людям и каждый пророк говорил им: "Поклоняйтесь Аллаху и повинуйтесь мне".

В поклонение входят не только какие-то ритуальные действия, оно включает все, чем Он доволен. Это совершение всего что Аллах повелел и отдаление от всего что Аллах запретил.

Суть единобожия - это отвержение всего, чему поклоняются кроме Аллаха и посвящение дел поклонения одному лишь Аллаху.

Суть многобожия - это приравнивание Аллаху кого-либо / чего-либо, посвящение дел поклонения кому-либо / чему-либо кроме Аллаха. Это не только какое то ритуальное поклонение идолам, многобожие может проявится например в мольбе к кому-либо о том, на что способен только Всевышний Аллах, как например просьба о прощении грехов, наделении потомством, просьба о защите от бед и т.д.
Следующая запись

Возврат к списку