Столпы Ислама – это фундамент, на котором построена наша религия. Ислам имеет пять столпов:
1. Свидетельство, что нет (истинного) божества (достойного поклонения) кроме Аллаха, и что Мухаммад Посланник Аллаха.
2. Совершение молитвы.
3. Выдача закята (обязательного пожертвования).
4. Пост в месяце Рамадан.
5. Совершение хаджа (паломничества) к Заповедному дому Аллаха.
وَعَنِ ابْنِ عُمَرَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "
بُنِيَ الْإِسْلَامُ عَلَى خَمْسٍ: شَهَادَةِ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ وَالْحَجِّ وَصَوْمِ رَمَضَانَ"
«Сообщается, что ‘АбдуЛлах бин ‘Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ислам основывается на пяти (столпах):
- свидетельстве о том, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха,
- выстаивании молитвы,
- выплате закята,
- совершении хаджа,
- соблюдении поста в рамадане”»».
Этот хадис передали аль-Бухари 8, Муслим 16.
Разъяснение основ Ислама:
1. Свидетельство, что нет (истинного) божества (достойного поклонения) кроме Аллаха, и что Мухаммад Посланник Аллаха. [Ля иляха илля-Ллах, Мухаммаду-ррасулю-Ллах]
Аллах Всевышний сказал:
فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَاسْتَغْفِرْ لِذَنبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَاللَّهُ يَعْلَمُ مُتَقَلَّبَكُمْ وَمَثْوَاكُمْ
«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин. Аллах знает о ваших передвижениях и вашей обители». (Коран 47:19)
Он также сказал:
مُّحَمَّدٌ رَّسُولُ اللَّهِ
«Мухаммад — Посланник Аллаха» (Коран 48:29)
Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра, да будет доволен ими обоими Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إنّ اللَّهَ سَيُخْلّصُ رَجُلاً مِنْ أُمَّتِي على رُؤُوس الخَلائِق يَوْمَ القيَامَةِ فَيَنشُرُ علَيْهِ تِسْعَةً وَتِسْعِينَ سجلاً كلُّ سِجِلٍّ مِثْلُ مَدِّ البَصَرِ ثمَّ يَقولُ: أتُنْكِرُ منْ هذا شَيْئاً ؟ أظَلَمَكَ كَتَبَتِي الحافِظُونَ ؟ فَيقولُ: لا يا ربِّ فيقولُ: أفَلَكَ عُذْرٌ ؟ فيقولُ: لا يا ربِّ فَيقولُ: بَلَى إنّ لَكَ عِنْدَنا حَسَنَةً وإنهُ لا ظُلْمَ عَلَيْكَ اليَوْمَ فتُخْرجُ بِطاقةٌ فيها أشْهَدُ أنْ لا إله إلاّ اللَّهُ وأشْهَدُ أنَّ محمَّداً عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ فيقولْ احْضُرْ وَزْنَكَ فيَقولُ: يا رَبِّ ما هذِهِ البِطاقَةُ مَعَ هذِهِ السّجِلاّتِ ؟ فيُقالُ: فإنّكَ لا تُظْلَمُ فَتُوْضَعُ السِجِلاتُ في كِفَّةٍ والبطاقَة في كِفَّةً فَطاشَتِ السّجِلاتُ وَثَقُلَتِ البِطاقَةُ ولا يَثْقُلُ مَعَ اسْم اللَّهِ تعالى شَيْءٌ
«Поистине, в день Воскрешения, Аллах выделит перед всеми творениями одного человека из моей общины, и развернёт перед ним девяносто девять книг (с записями), каждая из которых (будет такой огромной, насколько) объемлет взор (человека). Затем (Аллах) спросит: “Отрицаешь ли ты что-либо из этого? Поступили ли с тобой несправедливо Мои писцы-хранители?”[1] Он ответит: “Нет, о Господь мой!” (Аллах) спросит: “А есть ли у тебя оправдание?” Тот скажет: “Нет, о Господь мой!” Тогда (Аллах) скажет: “Есть! Поистине, у Нас есть одно твоё благое дело, и, поистине, с тобой сегодня не поступят несправедливо!» Тогда вынесут листок на котором (записано) “Я свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник /Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах, ва ашхаду анна Мухаммада ‘абдуху ва расюлюх/”. И скажет (Аллах): “Принеси свой груз (который положат на Весы)!” Тогда он скажет: “О Господь мой! Что (весит) этот листок по сравнению с этими книгами?!” (Аллах) скажет: “Поистине, сегодня с тобой не поступят несправедливо!” Тогда поместят книги на одну чашу (Весов), а листок — на другую, и легкими окажутся книги, а листок — тяжёлым. И не может быть тяжелым рядом с именем Всевышнего Аллаха ничего!»
Этот хадис передали Ахмад (2/213), ат-Тирмизи (2639), Ибн Маджах (4300), Ибн Хиббан (225), аль-Хаким (1/6 и 529), аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (283)
[1] Имеются в виду благородные писцы (ангелы), которые записывают дела потомков Адама. См. «Тухфатуль-ахвази».
Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Положение, упомянутое в хадисе, будет у того, кто сказал эти слова искренне! Ведь мусульмане, совершавшие большие грехи, за которые они попадут в Ад, тоже говорили ля иляха илля-Ллах. Однако эти их слова не перевесят их плохие дела, в отличие от человека упомянутого в хадисе». См. «Маджму’уль-фатава» (8/92).
Смысл этого свидетельства заключается в твёрдом убеждении, подкреплённом произношением, что Аллах – Единственный и Истинный объект нашего поклонения, у Него нет сотоварищей, соучастников и партнёров, и что Мухаммад Его раб и посланник, миссия которого заключается в доведении до нас послания от Аллаха.
Эти два свидетельства являются одним столпом Ислама, потому что только оба свидетельства вместе создают фундамент для того, чтобы благодеяния были приняты Аллахом. От человека не будет принят Ислам и никакие другие праведные дела, если он не посвятит всю свою религию только Аллаху и не последует за Его пророком (мир ему и благословение Аллаха).
Когда мусульманин очищает свою религию от других объектов поклонения, помимо Аллаха, то тем самым он реализует свидетельство о том, что «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».
Когда он подчиняется пророку, то тем самым претворяет в жизнь свидетельство о том, что «Мухаммад - посланник Аллаха».
Смысл свидетельства о Единобожии заключается не только в произнесении его языком, даже если он сказал это с полной убеждённостью. Наряду с этим необходимо совершать и дела, которых требует от нас данное свидетельство. Мусульманин должен полностью принять это свидетельство всем сердцем, руководствоваться им во всех своих делах, быть честным в отношении него, поддерживать его в непорочности и чистоте, быть искренним в отношении этих слов и любить их от всей души.
Свидетельство о пророчестве Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) подразумевает, что мы должны подчиняться всем его приказам, верить во всё, о чём он сообщил нам, отстраняться от всего, что он нам запретил и от чего предостерёг, а также поклоняться Аллаху только теми видами поклонения, которым он нас обучил.
Результатом этих двух свидетельств становится то, что сердце и душа человека освобождаются от рабства любым творениям и покоряются Единственному Творцу. Также человек перестаёт следовать за ложными и надуманными авторитетами. Единственным подлинным и непогрешимым авторитетом для мусульманина становится посланник Господа миров, которого Он для нас избрал.
2. Совершение молитвы.
Аллах Всевышний сказал: «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай молитву. Воистину, молитва оберегает от мерзости и предосудительного. И поминание Аллаха (в молитве и вне ее) более велико (чем другие деяния), и Аллах знает о том, что вы творите». (Коран 29:45)
Он также сказал: «Совершайте молитву, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (Коран 43)
В известном хадисе о Ночном Перенесении, который приводит аль-Бухари под № 349 и Муслим под № 162 от Анаса, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах ниспослал мне Откровение и обязал меня совершать пятьдесят молитв на протяжении дня и ночи. А когда я спустился и проходил мимо Мусы, он спросил: „Какие обязанности Аллах возложил на членов твоей общины?“ Я ответил: „Он обязал совершать пятьдесят молитв“. (Муса) сказал: „Возвращайся к Господу своему и попроси облегчения“… И я возвращался к Всевышнему Аллаху и снова к Мусе, мир ему, пока Всевышний Господь не сказал: „О Мухаммад, ежедневно пять (обязательных) молитв, и каждая из них (равна) десяти. (Таковы) пятьдесят молитв“».
Молитва (салят, намаз) – это особый вид поклонения Аллаху, который должен совершаться в соответствии с тем, как нас научил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), в определённое время и строго оговоренным способом.
Ислам велит нам совершать пять обязательных молитв, часть из которых приходится на светлое время суток, а часть на тёмное.
Указание на 5 молитв в Коране:
Передано от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) высказывание: "На пять ежедневных молитв есть указание в Коране". Его спросили: "Где?" Он ответил: «Славьте же Аллаха, когда для вас наступает вечер (магриб и иша) и когда наступает утро! (фаджр) Ему надлежит хвала на небесах и на земле. Славьте Его после полудня (аср) и в полдень! (зухр)» (Коран 30:17-18)
Другие комментаторы, такие как Даххак и Саид ибн Джубейр сказали то же самое. Некоторые из комментаторов сказали, что эти аяты упоминают лишь четыре молитвы; об иша здесь не сказано, но на эту молитву указано в суре Худ, в которой Аллах сказал: и в некоторые часы ночи (11:114) Многие из комментаторов придерживаются первого мнения. Ан-Наххас сказал: Ученые говорят, что аят относятся ко (всем) молитвам.
Названия молитв:
1. Аль-Фаджр (утренняя).
2. Аз-Зухр (обеденная).
3. Аль-Аср (предвечерняя)
4. Аль-Магриб (вечерняя).
5. Аль-Иша (ночная).
Молитва становится причиной того, что сердце человека раскрывается, она успокаивает человека, усиливает его разум, бодрит тело и отгоняет лень. Молитва является щитом, который защищает своего хозяина от грехов и всего непристойного, а также объединяет мусульман между собой и сплачивает их. А самое главное то, что молитва - это постоянная связь между рабом и его Господом - Всевышним Аллахом.
3. Выдача закята.
Аллах Всевышний сказал: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (Коран 2:43)
Он также сказал: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и повинуйтесь Посланнику, — быть может, вы будете помилованы». (Коран 24:56)
Закят упоминается во многих аятах Корана наряду с молитвой. Этот вид поклонения Аллаху совершается путём обязательного пожертвования части своего имущества в пользу тех, кто в нём нуждается. Ислам оговаривает категории людей, которым можно давать закят. Мусульманин должен выделить лишь определённую Шариатом очень небольшую часть своего имущества и раздать его тем, кому оно полагается, беднякам, нищим и другим видам нуждающихся людей, о которых Аллах сказал в Своей Книге.
Результатом выплаты закята становится: очищение души от жадности, увеличение благодати в остальном имуществе человека, помощь мусульманам в их нуждах, появление любви и братства между ними, избавление от эгоизма и неумеренности, освобождение сердец от зависти. Когда человек даёт закят нуждающимся, то должен делать это скромно и без высокомерия, с милосердием и состраданием.
Если средства мусульманина не достигают минимальной суммы (нисаба), которая не изменяется в течении года, то он не обязан выплачивать закят.
Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ты не должен выплачивать закят, если у тебя денег меньше двадцати динаров. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение одного года, то ты должен выплатить с них половину динара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчета. Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет целый год» (Ахмад, Абу Давуд и аль-Байхаки).
Во времена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, один динар весил один мискаль и содержал 4,25 г чистого золота. Получается, что 20 динаров содержали 85 г золота.
В другом хадисе сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я разрешил вам не выплачивать закят с ваших лошадей и рабов, но выплачивайте его с вашего серебра. С сорока дирхемов выплачивайте один дирхем. Сто девяноста дирхемов не облагаются закятом. А если их будет двести, то выплачивайте с них пять дирхемов» (Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).
Во времена Посланника, мир ему и благословение Аллаха, дирхем весил 0,7 мискаля. Следовательно, 200 дирхемов весили 190 мискалей и содержали 595 г чистого серебра.
Таким образом, в случае золота нисаб — облагаемый закятом минимум — равен 85 г чистого золота (999 проба или 24 карата), а в случае серебра — 595 г чистого серебра.
И уже исходя из этого сумма рассчитывается по используемым валютам.
4. Пост в месяце Рамадан.
Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь». (Коран 2;183)
Он также сказал: "В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны."
Коран 2:185
Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда наступает первая ночь месяца Рамадан, шайтаны ма’ариды[1] из числа джинов заковываются в оковы; и закрываются все без исключения врата Ада; и открываются все без исключения врата Рая, и призовет тогда глашатай: “О тот, кто стремится к благу, начинай (творить благое)! О тот, кто стремится ко злу – прекрати!” И есть у Аллаха в этот месяц люди, которые будут освобождены от наказания в Аду, и это освобождение будет происходить каждую ночь Рамадана». Ат-Тирмизи 682, Ибн Маджах 1642, аль-Хаким 1/421.
[1] Маариды – это шайтаны из числа джинов, обладающие сверхсилой.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тому, кто во время Рамадана будет поститься с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи”». Ахмад 2/232, аль-Бухари 38, Муслим 759 и 760, Абу Дауд 1372.
Со слов Абу Хурайры, Анаса ибн Малика, Джабира ибн Самуры (да будет доволен ими Аллах) сообщается: “Однажды, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднимался на свой минбар, он сказал: «Амин. Амин. Амин».
Его спросили: “О Посланник Аллаха, почему ты произнёс трижды «Амин»?”
Он ответил: «Пришёл ко мне сейчас ангел Джибриль и сказал: “О Мухаммад! Да будет унижен тот, при ком было упомянуто имя твоё, а он не попросил для тебя благословения. Скажи: "Амин!" И я сказал: «Амин!»
Затем он сказал: “Да будет унижен тот, оба родителя которого или один из них, достигли старости, но не стали причиной его вхождения в Рай [1]. Скажи: "Амин!" И я сказал: «Амин!»
Затем он сказал: “Да будет унижен тот, кто застал месяц Рамадан, но кому не было даровано прощение. Скажи: “Амин!” И я сказал: «Амин!» Ахмад 2/254, аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 646, ат-Тирмизи 3545, аль-Баззар 4277, 6252
[1] Т.е. горе такому человеку, который по причине своей непочтительности к состарившимся родителям не заслужил Рая.
Это поклонение Аллаху путём воздержания от пищи, питья и половой близости в дневное время месяца Рамадан. Пост должен соблюдаться с начала рассвета и до захода солнца, и так на протяжении всего Рамадана.
Пост очищает сердце мусульманина, воспитывает его дух, возвышает его, отучает от мелочности в потребностях, приучает его претерпевать трудности и лишения, оставлять привязанности души к мирским усладам ради довольства Аллаха.
Также пост воспитывает в нас искренность и дает почувствовать, что мы постоянно находимся перед Аллахом, и Он всегда видит нас и следит за нашими делами. Пост приучает мусульман к обязательности, даёт им почувствовать, как ощущают себя голодающие люди, которым нечего есть. Пост укрепляет духовный потенциал человека и даёт здоровье как для его души, так и для тела.
5. Совершение хаджа.
Аллах Всевышний сказал: «Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех истощённых верблюдах с самых отдаленных дорог.
Пусть они увидят то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни, принося в жертву животных, которыми Он наделил их. Ешьте от них и кормите страдающего бедняка!
Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома (Каабы).
Таково [веление Аллаха]! Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом. Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам читается. Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей.
Оставайтесь единобожниками и не приобщайте к Нему сотоварищей. А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место.
Таково [веление Аллаха]! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» (22.Аль-Хадж: 27-32).
Этот вид поклонения заключается в паломничестве к Дому Аллаха в священной Мекке для совершения обрядов хаджа. Каждый мусульманин обязан хотя бы один раз в жизни совершить хадж к Дому Аллаха, если у него имеется такая возможность.
Хадж даёт очень много полезных плодов как в этой жизни, так и в Следующей. Во время хаджа мусульмане со всего мира встречаются, узнают друг друга, сплачиваются. Мусульмане чувствуют всемирное братство и взаимную любовь между всеми членами этой великой общины.
Мы перечислили те виды поклонения, которые называются столпами Ислама, а также вкратце упомянули о некоторых плодах этих столпов. Если же говорить об их результатах и плодах подробно, то счесть их будет невозможно.
Эти пять столпов являются строительным материалом нашей общины, который скрепляет её. Именно они создают фундамент, на котором стоит чистая община Ислама, потому что качество других видов поклонения всегда соответствует качеству фундамента, на котором они построены. Воистину, чистота и крепость исламского общества зависят от чистоты и крепости её религии.