Является ли большинство истиной?
Является ли большинство истиной?

Является ли большинство истиной?

С именем Аллаха Милостивого, Милующего!

Часто приходится слышать, как приверженцы нововведений и представители заблудших сект и течений часто оправдывают свои нововведения и заблуждения тем, что их совершает большинство мусульман, либо что их убеждениях большинство и т.д., аргументируя при этом следующим хадисом:

إنَّ اللهَ تعالى قد أجار أُمَّتي أنْ تجتمعَ على ضلالةٍ

( ابن أبي عاصم ) عن أنس .


1786 — Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах защитил членов моей общины от объединения на заблуждении». Этот хадис передал Ибн Аби ‘Асым (82, 83) со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (1786), «Тахридж Китабу-с-Сунна» (82, 83), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1331).

Сообщается, что Анас ибн Малик сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  говорил: “Поистине, моя община не объединится на заблуждении, а если вы увидите разногласия, то придерживайтесь Великой общины/савадуль-а’зам[1]/”». Этот хадис передали Ибн Маджах (3950), Ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна» (84), ‘Абд ибн Хумайд в «аль-Мунтахаб миналь-муснад»  (2/133) и аль-Лялякаи в «Усуль ахлю-с-Сунна» (1/105/653). Шейх аль-Албани назвал хадис очень слабым исключая первую его часть, которая является достоверной. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (2896), «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» (1815), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (3/319).

В хадисе переданном от Анаса ибн Малика сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, моя община не объединится ни на одном из заблуждений, и когда вы увидите разногласия среди мусульман, следуйте по пути большинства[2]». ат-Табарани в «Муснад аш-шамийин» (2069), ‘Абд ибн Хумайд в «аль-Муснад» (1220).


В другом хадисе говорится: «Всевышний Аллах не допустит, чтобы моя община объединилась даже на одном из заблуждений, и милость Аллаха с большинством мусульман, и вы следуйте по пути большинства мусульман, поистине, тот, кто отделился от него, тот отделился в Ад». Абу-Ну’айм «Хульятуль-аулияъ» (3/37).


«Поистине, моя умма не объединится ни на одном из заблуждений (пока перед Судным днем не дунет приятный ветерок, который заберёт души всех, у кого в сердце есть частица веры), и когда вы увидите разногласия, следуйте по пути большинства (ибо, единое мнение большей части мусульман является близким к иджма’ — единогласие всех учёных, который наряду с Кораном, хадисами и суждением по аналогии является основой Шариата). См. «Хашия ас-Синди ‘аля Ибн Маджах» (7/320).

В иснаде этих хадисов полно проблем, о чем говорил хафиз аль-‘Иракъи. Например, Абу Халяф, которого зовут Хазим ибн ‘Аттар. Это очень слабый передатчик, чьи хадисы являются отвергаемыми, как сказал хафиз Ибн Хаджар. А имам Ибн Ма’ин вообще назвал его лжецом. См. «ад-Да’ифа» (6/436).
Также в иснаде присутствует ‘Утба ибн Аби Хаким, который является слабым передатчиком, допускавшим множество ошибок.
Также иснад первой версии от Анаса, прерывается между Абу ‘Ауном и Самурой ибн Джундубом.
По этой причине этот хадис называли слабым многие мухаддисы, среди которых хафиз Ибн Хаджар в «Мухтасар ат-тахридж», хафиз аль-Бусайри в «Мисбах аз-зуджаджа».

В другой версии этих хадисов также от Анаса ибн Малика сообщается, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о расколе уммы и сказал, что все течения в заблуждении, кроме савадуль-а’зам, его спросили: “О посланник Аллаха, а кто такие савадуль-а’зам?!” На что он ответил: «Это те, кто следует тому, на чем был я и мои сподвижники!» ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» (8/178).
Несмотря на то, что иснад этого хадиса слабый, его смысл является достоверным, что подтверждается другими хадисами, как например: «Разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: «Кто же они?!» На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники». Ахмад (4/102), Абу Дауд (2/503), ат-Тирмизи (3/367), Ибн Маджах (2/479), ад-Дарими (2/241), аль-Хаким (1/128).
Достоверность этого хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа в Ибн аль-Къаййим в имам аш-Шатыби в хафиз аль-‘Иракъи в  и шейх аль-Албани. См.  «Маджму’уль-фатава» (3/345), «Мухтасар ас-Сава’икъ» (2/410), «аль-И’тисам» (1/189), «аль-Мугъни ‘ан хамалиль-асфар» (3/199), «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (5343).

Таким образом, понимание термина «савадуль-а’зам», как то, чему следует большинство мусульман – не является правильным!
Более того, такое понимание этого хадиса противоречит тому, как понимали этот термин саляфы.
Абу Гъалиб рассказывал, что Абу Умама сказал: «Эта община разделится на 73 течения и все они в Огне, кроме савадуль-а’зам, а это аль-джама’а!» Ибн Наср в «ас-Сунна» (2/23). Иснад хороший.
Сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, истолковал нам этот термин, что «савадуль-а’зам» означает «аль-джама’а». А термин «аль-Джама’а»  истолковал сам посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники!»

Имам аль-Аджурри сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на вопрос: “Кто спасшаяся община?”, отвечал: “Это те, кто следует тому, на чем нахожусь я и мои сподвижники”. В другом хадисе: “Это Савадуль-а’зам”. А в другом хадисе: “Это аль-Джама’а”. Все эти названия имеют один смысл!» См. «аш-Шари’а» (1/14).

Имам Исхакъ ибн Рахавайх говорил: «Если ты спросишь невежд о савадуль-а’зам, то они скажут: “Это джама’ат людей!” (т.е. община людей) Но они не знают, что аль-джама’а – это ученый, следующий пути пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И тот, кто с ним, тот в аль-джама’а, а тот, кто противоречит ему, тот и оставил аль-джама’а!» Абу Ну’айм в «аль-Хилья» (9/239).

Имам аш-Шатыби писал: «Поистине, учёные и есть савадуль-а’зам, даже если их мало!» См. «аль-И’тисам» (2/27).


Более того, нет никаких указаний на то, что большинство – это истина! Наоборот, все доводы указывают на обратное!
Например, хадис о том, что умма разделится на 73 течения, что указывает на то, что следующих истине будет мало, так как из 73 течений Ислама только одно в Раю.
Также и известные хадисы: «Не перестанет группа людей из моей общины открыто придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них!» аль-Бухари (4/187), Муслим (6/52).

То, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит именно о группе из его уммы, указывает на то, что истины всегда будет придерживаться меньшинство.

Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во многих хадисах упоминал о «аль-гъураба» (чуждых).
‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в один из дней, когда мы находились рядом с ним, сказал:  “Туба (дерево в Раю) для чуждых/гъураба/”. Его спросили: “А кто такие эти гъураба?” Он сказал: “Малочисленная группа праведных людей, находящаяся в окружении многочисленных людей, погрязших во зле. Тех, кто будет им противиться, будет больше, чем тех, кто будет им повиноваться”». Ахмад (2/177), Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» (775). Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Албани подтвердили достоверность данного хадиса.

Все это ясные доводы тому, что большинство – не указывает на однозначную истину! Большинство — это не иджма’, и они часто ошибаются!
Также ясное опровержение их пониманию — это известные слова Ибн Мас’уда, который сказал: «О ‘Амр ибн Маймун! Поистине, большинство джама’атов противоречат истинному аль-джама’а, ибо аль-джама’а – это то, что соответствует истине, даже если ты будешь один!» аль-Лялякаи (160). Иснад достоверный. См. «Мишкатуль-масабих» (1/61).

Что следует делать, оставить все эти достоверные доводы и понимание сподвижников, и обратиться к доводам аш’аритов, которые подогнали под себя некоторые хадисы, которые даже если бы и были достоверными, никак не указывают на тот смысл, который они им придали?!
Ну’айм ибн Хаммад говорил: «Если испортится джама’ат (т.е. община), то следуй тому, на чем был аль-джама’а до того, как он испортился. И даже если ты будешь один, ты и будешь в то время аль-джама’а!» См. «И’лямуль-муваккъи’ин» (3/338).
Имам Абу Шама говорил: «Все тексты, которые указывают на обязательность следовать аль-джама’а, под этим подразумевается следование истине и тем, кто придерживается её, даже если придерживающихся истины мало, а противоречащих ей много! Ведь истина – это то, на чем был первый аль-джама’а во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Поэтому нет смысла смотреть на многочисленность заблудших, которые после них!» См. «аль-Ба’ис» (91).
Все это явные доводы тому, что большинство – это не далиль! И нет никаких указаний на это в Коране и в Сунне. Так лишь заявляют аш’ариты и суфии, аргументируясь различными сомнительными доводами, чтобы указать на то, что допустим в какой-то период большинство жителей планеты мусульман – это аш’ариты, значит, они и есть савадуль-а’зам.

А что если не дай Аллах большинством жителей мусульман во всем мире станут по статистике шиитами или хавариджами, значит, получается, что шииты или хавариджи и будут савадуль-а’зам?!
Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб проходил мимо одного человека, который говорил: «О Аллах, сделай меня из числа малочисленных!» И удивленный ‘Умар спросил: «Что это?!» Он сказал: «О амир — правоверных, ведь Аллах Всевышний говорит: “Но уверовали вместе с ним (Нухом) лишь немногие” (Нух 71: 40). И Он также говорит: “И лишь не многие из Моих рабов благодарны” (Саба 34: 13). И Аллах также говорит: “Воистину, многие партнеры поступают несправедливо по отношению друг к другу, кроме тех, которые уверовали и совершают праведные деяния. Но таких мало!” (Сад 38: 24). И ‘Умар сказал: “Поистине, ты прав!”» Ахмад в «аз-Зухд» (1/114).

Что же касается версии хадиса: «Поистине, Аллах не соберет общину Мухаммада целиком на заблуждении!» без упомянутой аш’аритами добавки, то некоторые ученые считали её достоверной, как например хафиз ас-Суюты и шейх аль-Албани. Именно ту версию, что приводят Ахмад (5/145), аль-Хаким (1/115), и др. от Ибн Умара.
Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: «Следуй по прямому пути, и тебе не повредит малочисленность спасшихся. И остерегайся путей заблуждения, не обольщаясь многочисленностью погибших!» См. «аль-Азкар» (238).
Шейх Ибн аль-Къаййим говорил: «Верующих мало среди людей, а среди верующих мало ученых. Так остерегайся же впасть в заблуждение, как это случилось с людьми времен невежества, которые говорили: “Если бы эти люди были на истине, то их не было бы мало!”» См. «Мифтаху дари-с-са’ада» (1/147).

Имам аль-Муваффакъ аль-Макъдиси говорил: «Из числа удивительных вещей, это то, как приверженцы нововведений в качестве подтверждения своей правоты по отношению к приверженцам истины приводят свою многочисленность! И они в качестве довода на ошибочность Сунны приводят то, что её последователей мало и они слабы. И то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал доводом в отношении истины и признаком Сунны, они делают доводом на их ложь! Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, известил о том, что приверженцев истины в конце времён будет мало». См. «Хикая аль-муназыра филь-Къуран» (57-58). См. «Является ли мнение большинства доводом и истиной?»

[1] «Савадуль-а’зам» — Великая община. Исхакъ ибн Рахавайх сказал: «Если ты спросишь у джахилей (невежественных людей) о Великой общине (савадуль-а’зам), они скажут: “Это джама’а людей (т. е. община, сборище обычных людей)” А они не знают, что джама’а это – ‘алим (ученый), который следует пути пророка (мир ему и благословение Аллаха), и те, кто с ним, тот и в джама’а, а тот, кто противиться ему, тот и оставил джама’а». См. «Хильятуль-аулия» (9/239).
Имам аш-Шатыби сказал: «Ученые – это и есть Великая община (савадуль-а’зам), не смотря на их малочисленность». См. «аль-И’тисам» (2/776).
Имам аш-Шатыби также сказал: «Те, кто считает, что “аль-джама’а” – это просто община людей, не смотря на то, что среди них нет ученого, те ошибаются, и это понимание глупцов, а не ученых!» См. «аль-И’тисам» (2/267).
Ибн аль-Къаййим сказал: «Поистине, и иджма’ и худжа (довод) и савадуль-а’зам (Великая община) – это ‘алим, следующий истине, даже если он будет один, и даже если все обитатели земли будут ему противоречить!» См. «И’лямуль-муваккъи’ин» (3/397).
[2] Так переводят термин «савадуль-а’зам» суфисты-аш’ариты. Здесь этот и последующие два хадиса приведены в их варианте перевода, а затем даётся ответ на их ошибки. Прим. пер.

Также по теме

Также в этом разделе

Свидетельство об Исламе (Шахада / الشهادة) Единобожие (Таухид / التَوْحِيد) Почему мы изучаем единобожие? Многобожие (Ширк / شِرْكٌ) Почему мы изучаем ширк? Как появилось многобожие? Столпы Ислама Что в Исламе является доказательством (далиль)? Ислам в понимании праведных предшественников (ас-саляф ас-салих) Кладбище и могила в Исламе Что такое дуа? Что такое тауассуль (тавассуль)? Что такое табаррук? Почему запрещены амулеты? Что такое рукъя? Что такое сокровенное (гъайб)? Что такое неверие (куфр)? Что такое такфир? Разговоры об Аллахе без знания Призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого Правила, касающиеся имен и атрибутов Аллаха Что такое ташбих? Чрезмерность и упущение в религии Почему запрещены суеверия (вера в приметы)? Клятва не Аллахом Что такое сглаз? Что такое сихр (колдовство, порча)? Об использовании каких-либо терминов в отношении Всевышнего Аллаха

Предыдущая запись Следующая запись

Возврат к списку