Термины (т.е. понятия и определения), не противоречащие Корану и Сунне в основе являются лишь инструментами, облегчающими изучение и понимание религии. И во многом их использование зависит от смысла, который в них вкладывается. Один и тот же термин будет иметь разный смысл по отношению к Аллаху и по отношению к творениям. Совершенство качеств Всевышнего Аллаха и факт того, что "нет никого подобного Ему" не позволяет делать в Его отношении выводы и предположения, которые делаются в отношении творений. Поэтому при использовании терминов нужно знать, что они подразумевают, так как их могут использовать как заблудшие, так и приверженцы Сунны. И так с любым термином, не установленным в Коране и Сунне, пока не выявится его противоречие им.
И основа в том, чтобы описывать Всевышнего Аллаха только тем, что он сам утвердил в отношении Себя и отвергать только то, что Он отверг в отношении Себя.
Сказал имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах: «Описывайте Аллаха теми же качествами, которыми Он описал Себя Сам! И отвергайте в отношении Аллаха то же, что Он отверг в отношении Себя Сам!» Источник: «Манакиб аль-Имам Ахмад», стр. 221.
При опровержении мутакаллимов (джахмитов, мутазилитов и др.) имамы ахлю Сунна использовали термины, смысл которых заблудшие считали уподоблением Аллаха творениям. Однако это не значит, что в отношении Аллаха из этих терминов делаются те же выводы, которые делаются относительно творений.
Пример использования слова "образ" (الصُّورَةِ [аc сурат])
Нельзя отвергать в отношении Аллаха то, чем Он описал Себя. Это понятие пришло в достоверных хадисах:
أَنَّ أَبَا هُرَيْرَةَ، أَخْبَرهُمَا: عَنِ النَّبِيِّ ﷺ، ح وَحَدَّثَنِي مَحْمُودٌ، حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّزَّاقِ، أَخْبَرَنَا مَعْمَرٌ، عَنِ الزُّهْرِيِّ، عَنْ عَطَاءِ بْنِ يَزِيدَ اللَّيْثِيِّ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ أُنَاسٌ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، هَلْ نَرَى رَبَّنَا يَوْمَ القِيَامَةِ؟ فَقَالَ: «هَلْ تُضَارُّونَ فِي الشَّمْسِ لَيْسَ دُونَهَا سَحَابٌ» قَالُوا: لاَ يَا رَسُولَ اللَّهِ، قَالَ: «هَلْ تُضَارُّونَ فِي القَمَرِ لَيْلَةَ البَدْرِ لَيْسَ دُونَهُ سَحَابٌ» قَالُوا: لاَ يَا رَسُولَ اللَّهِ، قَالَ: فَإِنَّكُمْ تَرَوْنَهُ يَوْمَ القِيَامَةِ كَذَلِكَ، يَجْمَعُ اللَّهُ النَّاسَ، فَيَقُولُ: مَنْ كَانَ يَعْبُدُ شَيْئًا فَلْيَتَّبِعْهُ، فَيَتْبَعُ مَنْ كَانَ يَعْبُدُ الشَّمْسَ، وَيَتْبَعُ مَنْ كَانَ يَعْبُدُ القَمَرَ، وَيَتْبَعُ مَنْ كَانَ يَعْبُدُ الطَّوَاغِيتَ، وَتَبْقَى هَذِهِ الأُمَّةُ فِيهَا مُنَافِقُوهَا، فَيَأْتِيهِمُ اللَّهُ فِي غَيْرِ الصُّورَةِ الَّتِي يَعْرِفُونَ، فَيَقُولُ: أَنَا رَبُّكُمْ، فَيَقُولُونَ: نَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْكَ، هَذَا مَكَانُنَا حَتَّى يَأْتِيَنَا رَبُّنَا، فَإِذَا أَتَانَا رَبُّنَا عَرَفْنَاهُ، فَيَأْتِيهِمُ اللَّهُ فِي الصُّورَةِ الَّتِي يَعْرِفُونَ، فَيَقُولُ: أَنَا رَبُّكُمْ، فَيَقُولُونَ: أَنْتَ رَبُّنَا
"Сообщается со слов Абу Хурайры, что однажды люди спросили: «О Посланник Аллаха! Увидим ли мы нашего Господа в День воскресения?» И Посланник Аллаха ﷺ спросил их: «Мешает ли вам что-то видеть солнце в безоблачный день?» Они ответили: «Нет, о Посланник Аллаха!» И он ﷺ спросил: «Мешает ли что-то вам видеть луну в безоблачную ночь полнолуния?» Они ответили: «Нет, о Посланник Аллаха!» Тогда он ﷺ сказал: «Поистине, так же увидите вы и Его в День воскрешения. Аллах соберёт людей и скажет: “Пусть каждый последует за тем, чему он поклонялся!” Тогда те, кто поклонялись солнцу, последуют за солнцем, поклонявшиеся луне последуют за луной, а кто поклонялся лжебогам, тот последует за ними, а эта община останется вместе со своими лицемерами. И явится им Аллах в образе, который они не узнают, и скажет: “Я — Господь ваш!” Они же станут говорить: “Мы прибегаем от тебя к Аллаху! Не сойдём мы с этого места, пока не придёт к нам Господь наш, а когда Он придёт, мы узнаем Его!” Потом Аллах снова явится к ним так, что они поймут, что это Он, и скажет: “Я — Господь ваш!” И тогда они скажут: “Ты — Господь наш!”"
Часть длинного хадиса, Сахих аль Бухари 6573 (см также хадисы 806 и 7437), Сахих Муслим 182
Поэтому нельзя отвергать это понятие. И то, что люди увидят своего Господа в День Воскресения также указывает на то, что у Всевышнего Аллаха есть образ. Однако это не значит, что он хоть в чем то подобен образу творений. Его Образ соответствует Его величию и совершенству и не подобен образу творений, абсолютно. Общность названий не означает общность сущности. В случаях, когда у нас есть доводы из Корана и Сунны мы не имеем никакого права отвергать то, чем Аллах описал Себя, даже если это непостижимо для нашего разума.
Пример использования слова "место" (مكان [макан]) и "обитель" (دار [дар])
Известно, что слова "место" и "обитель", которое указывает на место, пришли в Сунне и имамы использовали их в контексте утверждения возвышенности Всевышнего Аллаха над Троном и всем сущим.
В хадисе Анаса, который так же привёл имам аль Бухари, посланник ﷺ сказал:
فَأَسْتَأْذِنُ عَلَى رَبِّي فِي دَارِهِ فَيُؤْذَنُ لِي عَلَيْهِ، فَإِذَا رَأَيْتُهُ وَقَعْتُ سَاجِدًا، فَيَدَعُنِي مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَدَعَنِي، فَيَقُولُ: ارْفَعْ مُحَمَّدُ، وَقُلْ يُسْمَعْ، وَاشْفَعْ تُشَفَّعْ، وَسَلْ تُعْطَ، قَالَ: فَأَرْفَعُ رَأْسِي، فَأُثْنِي عَلَى رَبِّي بِثَنَاءٍ
"Я попрошу у Господа моего в Его обители разрешения, и Он разрешит мне. И когда увижу я Его, совершу земной поклон, и Аллах оставит меня в таком положении, сколько пожелает, а потом Он скажет: “Поднимись, Мухаммад! Говори, и ты будешь услышан, заступайся, и заступничество твоё будет принято, проси, и тебе будет дано!”".
Источник: "Сахих аль-Бухари", 7440
Пришло в другом хадисе, что Аллах сказал:
وعزتي وجلالي وارتفاع مكاني لا أزال أغفر لهم ما استغفروني المصدر
"..клянусь своим Величием, и Благородством, и Возвышенностью Моего Места - я буду прощать им, пока они просят прощения.."
Передал его аль-Бейхакы, в "Аль-Асма уа ас-Сыфат", 265, и другие.
«Рассказал нам Али Ибн Ахмад Ибн Абдан, рассказал нам Ахмад Ибн Убейд, рассказал нам Джафар Ибн Мухаммад, рассказал нам Кутейба, рассказал нам Ибн Ляхия, от Дарраджа, от Аби аль-Хейсама, от Аби Саида Аль-Худри, что Пророк…» и упомянул хадис. И все передатчики хадиса достоверные, кроме Ибн Ляхии, слабого памятью. Также относительно передатчика Дарраджа - он достоверный, но разногласили касательно его хадисов от Абу аль-Хейсама, и по этой причине аз-Захаби ослабил его.
Слабым его назвали аз-Захаби в «аль-Улюв» 90, и аль-Албани в «Сильсиля ас-сахиха» 1/212.
Сказал Мухаммад Ибн Ка'б аль-Куразы, табиин, обращаясь к Умару Ибн Абдуль Азизу, и описывая ему наслаждение людей Рая:
ماذا نسألك، فوعزتك وجلالك وارتفاعك فِي مكانك
"О чем же нам попросить Тебя? Клянемся Твоим Величием, и Благородством, и Возвышенностью Твоего Места.."
Передал Абу Я'ла в "Ибталь ат-тауилят", 1/469, и ат Табари в "Тафсире".
От Муджахида (табиина, ученика Ибн Аббаса), который говоря о словах Аллаха: «…и Мы подозвали его (Мусу) поближе тихим голосом», сказал:
في قوله تعالى {وَقَرَّبْنَاهُ نَجِيّا} قال: بين السماء السابعة وبين العرش سبعون ألف حجاب، فما زال يقرب موسى عليه السلام حتى كان بينه وبينه حجاب واحد فلما رأى مكانه وسمع صريف القلم قال: رب أرني أنظر إليك
«Между седьмым небом и троном семьдесят тысяч завес, и Муса приблизился настолько, что между ним и Аллахом осталась одна завеса. Когда же он увидел ее место и услышал скрип Пера, то сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя».
Приводится у Аль-Байхакы в «аль-Асма ва ас-Сыфат» (стр. 402) и у Абу аш-Шейха в «аль-‘Азама» (1/55; 2/49).
Сказал великий имам, автор сиры, табиин, Мухаммад Ибн Исхак:
فقال وهو يذكر غرة الجاهلين به ، وعظم شأنه ، وعلو مكانه : ( سأل سائل بعذاب واقع ) أي دعا داع بعذاب واقع ( للكافرين ليسله دافع) إلى قوله: ( فاصبر صبرا جميلا) فسبحان ذي الجلال والإكرام ، لو سخر بنو آدم في مسافة ما بين الأرض إلى مكانه الذي به استقر على عرشه ، وجعل به قراره مادوا إليه خمسين ألف سنة قبل أن يقطعوه
"Сказал Аллах, упоминая обольщение, тех кто невежественен о Нём, и его Величии, и Возвышенности Его Места: "Просящий просил мучения, которые постигают неверующих. Никто не сможет предотвратить его вопреки Аллаху, Владыке ступеней. Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет. Прояви же красивое терпение" (Коран 70:5).
Так пречист же Аллах, обладатель Величия и Благородства! Если бы люди пытались покорить расстояние, которое между землей, и между Его Местом, где он утвердился на Троне, и которое избрал своим местопребыванием - это тянулось бы 50000 лет до того, как они преодолели его".
Источник: "Аль-Азама" Абу аш-Шейха,474-476.
Сказал Хаммад Ибн Зейд (ум. 179 г.х.), когда его спросили: "Аллах перемещается с места на место каждую последнюю треть ночи?" Ответил:
هو في مكانه يقرب من خلقه
"Он - в Своем Месте, и приближается к своим творениям как пожелает"
Источник: "Дар' ат тааруд", 2/25, с достоверным иснадом
Сказал имам Ибн Кутейба ад-Динури (ум. 272 г.х.):
ولو أن هؤلاء رجعوا إلى فطرهم وما ركبت عليه خلقتهم من معرفة الخالق سبحانه لعلموا أن الله تعالى هو العلي وهو الأعلى وهو بالمكان الرفيع
«Если бы они обратились к своему естеству и к тому, на чем построена их фитра из познания Творца, то они бы узнали, что Всевышний Аллах является Возвышенным, и Он - Высочайший, и Он находится в Возвышенном Месте, и что сердца во время поминания возвышаются в Его сторону, а руки поднимаются к Нему с мольбами»
Источник: "Тауиль мухталяф аль-хадис", 83.
Мутакаллимы заявляют, что признание внешних смыслов этих доводов является уподоблением Аллаха творениям, однако подобная логика может применяться только в отношении творений, но не в отношении Всевышнего Аллаха.
Признание внешних смыслов шариатских текстов не значит, что в отношении Аллаха из этих слов делаются те же выводы, которые делаются относительно творений. Подобные слова и термины и применимы к Аллаху только в том контексте, в каком они пришли в Коране и Сунне - т.е. в данном случае это утверждение возвышенности Всевышнего Аллаха над Троном и всем сущим.
Шейхуль-Ислям ибн Теймия сказал об этом:
ثم المثبت لما جاءت به السنة يرد عليه بمنع بعض هذه المقدمات والتفصيل فيها أو بعضها وبيان الحق في ذلك من الباطل مثل أن يقال المكان يراد به ما يحيط بالشئ والله لا يحيط به مخلوق أو يراد به ما يفتقر إليه الممكن والله لا يفتقر إلى شئ وقد يراد بالمكان ما يكون الشئ فوقه والله فوق عرشه فوق سماواته فلا يسلم نفى المكان عنه بهذا التفسير ونقول قد وردت الآثار الثابتة بإثبات لفظ المكان فلا يصح نفيه مطلقا
«Затем, тот, кто подтверждает пришедшее в Сунне опровергает его запретом некоторых таких суждений и конкретизацией этих суждений или их части, а также отделением истины от лжи в этом. Например, говорится: "Под местом может подразумеваться то, что объемлет какую-то вещь, а Аллаха не объемлет сотворенное. Или может подразумеваться то, в чем нуждается помещенный, а Аллах не нуждается ни в чем. Также под местом может подразумеваться то, над чем находится что-то, а Аллах над Своим Троном, над Своими небесами, и поэтому не допускается отрицание места в этом смысле". И мы говорим, что пришли достоверные предания, подтверждающие слово "место", поэтому полное отрицание этого слова неверно».
См. «Аль-Истикама», 1/127
Также некоторые говорили, что из того, что признается Возвышенность Аллаха над Троном и творениями, как это пришло в Коране и Сунне, не делается обязательным описание Аллаха местом или стороной, потому что место и пространство сотворены Аллахом:
Например имам аз Захаби (да помилует его Аллах) писал:
«Мы скажем: мы не согласны, что то, что если Творец над Аршем [Троном], над небесами – делает обязательным, чтоб Он был в месте, или стороне, так как место и сторона существует ниже Арша, а над ним этого нет. Аллах над Своим Аршем, как в этом были едины первое поколение и это передали от них имамы. Они говорили это опровергая джахмитов, которые говорят, что Он в каждом месте, приводя в довод Его слова «Он с вами, где бы вы не были» [иджма мусульман, что тут имеется ввиду знание]». См. аль Улув, 268.
Задали вопрос шейху аль-Альбани:
Спрашивающий говорил:
"Разрешено спрашивать человеку: есть ли у Аллаха место?"
Шейх ответил:
"Так, во-первых такой вопрос пришёл к нам от пророка, صلى الله عليه و سلم, где он спросил рабыню: "أين الله - где Аллах?". И понимается из слова "أين" - что оно указывает на место, в понимание этих миров. Есть разные значения в арабском языке слова "أين", но здесь оно указывает именно на место.
Однако обязанностью является знать, то что не подходит для Аллаха Всевышнего какое либо из описаний Его созданий, т.к. Он возвышен над всеми созданиями, и Он не похож не на одно из Своих творений, и не охватывает Его ничего.
Он над троном, но не так как люди. Он над небесами и не охватывает Его ничего. Он там в верху и мы говорим о Его возвышение и нет там ничего кроме Него, нет там ничего из Его творений.
И посланник Аллаха спросил рабыню: "Где Аллах?", и что она ответила: "Он над небесами! (в верху)".
И если нас спрашивают об Аллахе Субхануху уа Та'аля, то мы отвечаем так, как ответила та рабыня: "фис-самаа - в верху, над небесами!". " (конец ответа)
(фатауа аль-харама аль-Маккий - 1414, запись № 10 - б, 9:25)
Шейх аль-Альбани на похожий вопрос отвечал так:
"Это вопрос касается тех вопросов, кот. связаны с вопросами 'акыйды. И здесь мы берем пользу из слов шейхуль-Ислам ибн Теймии, да помилует его Аллах, где он опровергает ахлюльКалям (философов и т.п.), 'уляма ат-тауииль (учёных - истолковывающих), кот. отрицают некоторые Божественные атрибуты, а из них - это возвышение Аллаха на Его троном, и Его возвышение на Его творениями.
Как говорят аль-Му'аттыля (лишающие, отрицающие), аль-Муауиля (истолковывающие): "Аллах Всевышний не Ему места, и нет Ему стороны (جهة)".
И ибн Теймия говорил в споре с ними, что мы не говорим, что у Аллаха есть место или Ему есть направление или сторона (т.е. в кот. Он), так же как мы не отрицаем что у Него есть место и сторона. И мы смотрим на отрицание и утверждение. И что мы имеем в виду под отрицанием места и стороны и что мы имеем в виду под утверждением места и стороны?!?!
И если мы говорим об этом следуя тому, что в Книге Аллаха и Сунне Его пророка, то мы принимаем смысл этого и отрицаем (لفظ) произношение (как слово, применимое к нам), т.к. слово не подходит в отношение Аллаха.
И если скажем, что нет у Аллаха направления, т.е. имея в виду направление конкретное, как это в отношение человека, к кот. свойственно направление и сторона, то это так. Кроме того, чтобы отрицать направление для Аллаха Субхануху уа Та'аля в смысле возвышения. И если скажешь так, то это ложь, т.к. противоречит тем контекстам из Курана и Сунны, в кот. говорится об этом и передается многими путями. И это - возвышение (الارتفاع) Аллаха над троном и Его творениями всеми.
А если ты имеешь в виду под отрицанием - отрицание того, что Аллах нуждается в месте и направление, то мы согласны в этом с тобой, т.к. Аллах богат от этих миров. Однако это не должно подразумевать отрицание атрибута возвышения !!!
И если он скажет: "Как это в одном смысл правильный, а в другом не правильный ???"
И некоторые сейчас полагают что мы этим разделяем. Я спрошу: где это мы разделяем ?!?! Между чем и чем ?!?!
Мы призываем на основе Книги Аллаха и Сунны и к манхаджа ас-саляфус-салих ! Ты с нами ???
Если скажет: да с вами. Тогда в чем мы разделяемся ?!?
А если скажет: нет я не с вами в этом. То это ты отделился от нас !!!
Это ответ на то, о чем вы спрашивали" (конец ответа)
(Сильсилята аль-худа уа ан-нур, запись 200, 1:23:00)
Пример использования слова "граница" (الحد [аль хад])
Так как термин "граница" не пришел в Коране и Сунне, то мы не утверждаем его в отношении Аллаха и не отвергаем. Если под границей имеется ввиду отделенность Аллаха от творений - то используем, если нечто ограничивающее - то нет, а Аллах знает лучше. Например джахмиты использовали термин "граница", когда говорили, что у Аллаха нет границ и Он везде. А имамы ахлю Сунна использовали этот термин, когда их опровергали.
Имам Усман ад-Дарими говорил:
«Оппонент (Бишр аль-Мариси) также утверждал, что у Аллаха нет ни границ, ни пределов, ни конца. Это было основой, на которой Джахм (бин Сафван) построил все свои заблуждения и сделал из неё разные ложные выводы. И до нас не дошло, чтобы эти слова высказал кто-то из обитателей миров до Джахма.
<...>
У Всевышнего Аллаха есть граница, о которой не знает никто, кроме Него. Никому не позволительно воображать границу (Аллаха) как наличие предела у Его сущности, однако мы верим в существование этой границы и оставляем знание об этом Аллаху».
См. Накду-д-Дарими аля-ль-Мариси», стр. 76.
И это показывает, что термин "граница" может использоваться только для утверждения того, что Аллах отделен от творений, а не как что-то ограничивающее Его, ученые не утверждали границу как отдельный атрибут Его Сущности и не применяли этот термин в других контекстах.
Что касается того, что Аллах отделен от творений, то на это есть доводы в Коране и Сунне:
Трон Всевышнего Аллаха над водой:
وَهُوَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ وَكَانَ عَرْشُهُ عَلَى الْمَاءِ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَلَئِن قُلْتَ إِنَّكُم مَّبْعُوثُونَ مِن بَعْدِ الْمَوْتِ لَيَقُولَنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا إِنْ هَذَا إِلَّا سِحْرٌ مُّبِينٌ
"И Он тот, который создал небеса и землю в шесть дней, и был Его трон на воде, чтобы испытать вас, кто из вас лучше в деле. И если ты скажешь: "Поистине, вы будете воскрешены после смерти", то, конечно, те, которые не веруют, скажут: "Это - только явное колдовство!"" Коран 11:7
Как сообщает имам Ахмад от Имрана ибн Хусайна, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:
«Примите благие вести, о племя Тамима».
Они сказали: «Мы приняли, ты дал нам их».
Он (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «О, народ Йемена, примите благие вести».
Они сказали: «Мы приняли. Расскажи нам как было дело в самом начале».
Он (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Аллах был прежде всего. А Его Трон был на воде. Он записал в хранимых скрижалях упоминание обо всём».
Передатчик хадиса далее рассказывает: «Кто то пришёл ко мне и (отвлек) сказав: «О, Имран, твоя верблюдица развязалась. Я ушёл, и не знаю, что было после меня».
Этот хадис передан имамами Бухари и Муслимом в разных вариантах. (Бухари 3190, Муслим 4365).
Вода (море) между Троном и седьмым небом, Аллах же над всем этим:
Передается от Аль-‘Аббаса ибн ‘Абдуль-Мутталиба, который рассказывал:
“Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал нам: «Знаете ли вы, каково расстояние между небом и землей?» Мы ответили: “Аллах и Его посланник знают лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Между ними расстояние в пятьсот лет, а от каждого неба до следующего – также пятьсот лет. Каждое же небо также простирается на расстояние в пятьсот лет. Между седьмым небом и Троном море, расстояние от дна до поверхности которого такое же, как между небом и землей. Всевышний Аллах же находится над этим, и ничто не скрыто от Него из деяний сынов Адама!»"
Этот хадис приводят Ахмад 1/206, Абу Дауд 4723, ат-Тирмизи 3320, Ибн Маджах 193, аль-Баззар 1310 и др.
Передается от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, который передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Семь небес по сравнению с Престолом (аль-Курси) подобны кольцу, брошенному в пустыне. А превосходство Трона (аль-‘Арш) над Престолом (аль-Курси), подобно превосходству этой пустыни над этим кольцом!»
Этот хадис приводят Ибн Хиббан 361, Ибн Аби Шайба в «Китаб аль-‘Арш» 58, ат-Табари 3/10, Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама» 2/648, Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 1/166, аль-Байхакъи в «аль-Асма уа-ссыфат» 826 и др.
Передается от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах:
"Между первым и следующим небом – пятьсот лет. И так же расстояние от одного неба до другого составляет пятьсот лет. Между седьмым небом и Престолом – пятьсот лет, а между Престолом и водой – также пятьсот лет. Трон же находится над водой, а Аллах – над Троном, и ничто не скрыто от Него из деяний ваших!"
Это сообщение приводят 'Усман ад-Дарими в «ар-Радд ‘аля аль-джахмия» 81, Ибн Хузайма в «Китаб ат-таухид» 594, ат-Табарани в «аль-Кабир» 8987. Хафиз аз-Захаби назвал иснад достоверным. См. «Китаб аль-‘Арш» 105.
Также Всевышний Аллах сказал:
هَلْ يَنظُرُونَ إِلَّا أَن يَأْتِيَهُمُ اللَّهُ فِي ظُلَلٍ مِّنَ الْغَمَامِ وَالْمَلَائِكَةُ وَقُضِيَ الْأَمْرُ وَإِلَى اللَّهِ تُرْجَعُ الْأُمُورُ
«Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что к ним явится Аллах под сенью облаков?» (Коран, 2:210).
Абдулла бин Амр бин аль-Ас, комментируя этот аят, сказал:
«Он (Аллах) спустится тогда, когда спустится, и между Ним и Его творениями будут семьдесят тысяч завес, в том числе свет, тьма и вода; вода в этой тьме будет издавать такие звуки, что сердца оборвутся от страха». Приводят Абу Я'ля, Абу-ш-Шайх в «аль-'Азама» (2/693) и Ибн Кясир в «Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым» (1/567), а аз-Захаби подтвердил достоверность предания (см. «Китабу-ль-арба'ин фи сыфати Рабби-ль-'алямин», стр. 154).
Также Всевышний Аллах сказал:
وَمَا كَانَ لِبَشَرٍ أَن يُكَلِّمَهُ اللَّهُ إِلَّا وَحْيًا أَوْ مِن وَرَاءِ حِجَابٍ أَوْ يُرْسِلَ رَسُولًا فَيُوحِيَ بِإِذْنِهِ مَا يَشَاءُ إِنَّهُ عَلِيٌّ حَكِيمٌ
«Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он — Возвышенный, Мудрый». Коран 42:51
Слова саляфов о том, что Всевышний Аллах отделен от творений:
Сказал Абдуллах Ибн аль Мубарак (ум. 181 г.х.):
نَعْرِفُ رَبَّنَا بِأَنَّهُ فَوْقَ سَبْعِ سَمَاوَاتٍ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى بَائِنٌ مِنْ خَلْقِهِ
"Мы познали нашего Господа через то, что Он - над семью небесами, вознесся над Троном, отделен от творений".
Источник: "Иджтима аль джуюш аль исламия", 2/134, передали ад Дарими, аль Хаким и другие с достоверным иснадом.
Сказал имам аль Бушанджи (ум. 231 г.х.):
هَذَا مَا رَأينَا عَلَيْهِ أهل الْأَمْصَار وَمَا دلّت عَلَيْهِ مذاهبهم فِيهِ وإيضاح منهاج الْعلمَاء وَصفَة السّنة وَأَهْلهَا أَن الله فَوق السَّمَاء السَّابِعَة على عَرْشه بَائِن من خلقه وَعلمه وسلطانه وَقدرته بِكُل مَكَان
"Это то, на чем мы видели ученых всех стран, и то, на что указали их мазхабы, и в этом - разъяснение путей ученых и отличительного качества Сунны и ее людей - то, что Аллах над семью небесами, над Троном, отделен от своих творений, а Его Знание и Власть и Мощь везде".
Источник: "Аль Улюв", 527
Передал Абу Бакр Аль Халялль в книге «Ас-Сунна»: Было сказано имаму Ахмаду:
الله عز و جل فوق السمآء السابعة على عرشه بائن من خلقه وقدرته وعلمه بكل مكان
«Аллах над семью небесами, над своим Троном, отделен от творений, а его сила и знание — везде?» Он ответил:
نعم على عرشه , ولا يخلو شيء من علمه
«Да, Он над Троном своим, и ничего не укроется от его знания»
См. «Ас-Сунна» аль Халляль, также это передали Аз-Захаби в «Улюв», 176 и Ибн Аль Каййим в «Иджтима аль джуюш аль исламия»
Передается от Исхака Ибн Рахавейха (ум. 238 г.х.) рассказанные учеником Ахмада — Харбом аль-Кирмани:
هو بائن من خلقه
"Аллах отделен от своих творений".
Источник: "Масаиль Харб аль Кирмани", 3/1111.
Имам Ибн Абу Хатим ар-Рази (240-327 г.) передает от своего отца:
«Я спросил своего отца и Абу Зуръа ар-Рази о вероубеждениях Ахлю-Сунна в Основах религии и о том, что они узнали о(т Ученых, которых встречали в землях Ирака, Хаджаза, Шама, Йемена. (Они сказали мне), что их вероубеждениями было: …
- То, что Аллах на Троне Своем, отделен от творений, так как Он Сам Себя описал в Книге и на языке Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, без вопроса «как»? Он все охватил Своим Знанием: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий». …
- Признаком людей нововведения являются выпады в сторону «Ахлю аль-Асар» (приверженцев наследия от Салаф ас-Солих). Признаком зиндиков (еретиков) является называние «Ахлю-Сунна» (приверженцев Сунны)- хашавитами. Этим они пытаются объявить ложью наследие (от Салаф ас-Солих). Признаком джахмитов является называние «Ахлю-Сунна»- мушаббиха (уподобляющие)…”. Книга “Шарх Усуль аль-Иътикъад” Имама аль-Ляликаи аш-Шафии. 1\200.
Пример использования слова "направление", "сторона" (الجهة [аль джихат])
Так эти термины не пришли в Коране и Сунне, то мы не утверждаем их в отношении Аллаха и не отвергаем. Здесь, как и в остальных случаях, это зависит от смысла, который вкладывается в эти термины. Когда ученые говорили о них в контексте утверждения возвышенности Всевышнего Аллаха над Троном - подтверждали. Когда же они имели в виду, что Он не охвачен созданиями и не нуждается в них - отвергали.
Имам ибн Теймия приводит цитату Кади Абу Яла из его книги "Ибталь ат-таъвиль:
"Известно, что Он над Аршем, а Арш имеет направление (джиха) и Он находится над ним. В одной из наших книг мы говорили о том, что нельзя говорить об направлении по отношению к Аллаху, но правильно мнение в разрешенности этого, ибо Ахмад утверждал этот сифат, т.е. иставаъ аля арш, так же утверждал, что Он на (над) небом. И любой, кто утверждает это (т.е. то, что Аллах над Аршем и на (над) небом), утверждает по отношению к Аллах направление (джиха). И последователи ибн Каррама и Аль-Асбахани приводили довод для этого, что Арш имеет направление. Так же Коран говорит о том, что Он "муставин алейхи", и это предполагает, что Аллах имеет направление. Ибо каждый разумный из числа мусульман или неверных, когда взывает (к Аллаху), то поднимает руки и лицо к небу. И одного этого довода достаточно....... И все это указывает на то, что Аллах занимает место (аннаху фи макан)".
"Баяну талбисиль- джахимия фи таъсиси бидааихимуль- каламия". Т1. стр. 48.
Имам ибн Теймия сказал:
«Последователи праведных предшественников не употребляют слово «сторона» в отношении Аллаха ни в отрицательном, ни в утвердительном контексте, если только не станет ясным, что под подтверждением её имеется в виду утверждённое священными текстами, а под отрицанием — отвергнутое священными текстами, потому что в терминологии поздних поколений слово «сторона» стало многозначным и неопределённым термином, как и остальные их термины.
Не все они употребляют свои термины в их лексическом значении, а потому отрицатели атрибутов отрицают посредством них и ложное и истинное, а к подтверждающим приписывают то, чего они на самом деле не подтверждают.
А некоторые подтверждающие вводят в эти слова ложный смысл, противоречащий воззрениям первых поколений мусульман и тому, о чём гласят тексты Корана.
Но критерии истины таковы, что под словом «сторона» может подразумеваться нечто существующее, а может — несуществующее. И известно, что существующее - либо Создатель, либо создание.
Так, если под стороной подразумевается нечто существующее помимо Аллаха, следовательно, оно является созданием, а создание не может ограничивать и охватывать Аллаха, ведь Он от них отделён.
Если же под стороной подразумевается нечто несуществующее — а это то, что над мирозданием — то там нет ничего, кроме Аллаха. Поэтому когда говорят, что Аллах находится в стороне и подразумевают под этим, что Он там, над мирозданием, за пределами мира созданий, то ведь Аллах возвышен над всем.
Но отрицающие слово «сторона» приводят свои аргументы на то, что все стороны созданы и что Аллах существовал до появления сторон, а если сказать, что Аллах находится в стороне, то это значит, что что-то в этом мире является вечным, или что ранее Аллах не нуждался в стороне, а затем стал нуждаться. Но всё это указывает лишь на то, что Аллах не находится в чём-то созданном, называется оно стороной, или нет. И это истина, ведь Всевышний пречист от того, чтобы Его охватывали создания, и от того, чтобы Он нуждался в чём-то из них, будь это Трон, или что-либо другое.
А те невежды, которые полагают, что при Нисхождении Аллаха к ближнему небу, как об этом гласят хадисы, Трон становится над ним, и Он находится между двумя слоями мироздания, то эти убеждения противоречат единогласию праведных предшественников и текстам Корана и Сунны, как это подробно разъяснено в другом месте.
А те последователи хадиса, что воздержались от отрицания этого суждения [что Трон становится над Ним и т.д.], поступили так от слабого понимания значений Корана, Сунны и высказываний праведных предшественников.
А те, которые отрицали нахождение Аллаха в стороне, имея в виду, что Он не охвачен созданиями и не нуждается в них, то это истина.
Однако в большинстве своём они не ограничиваются этим, а переходят к отрицанию Возвышенности Господа миров над Троном, того, что Мухаммад صلى الله عليه وسلم был вознесён к Нему, что к Нему поднимается что-то, а что-то от Него спускается, или что Он обособлен от мироздания.
См. «Минхадж ас-Сунна», 2/324.
И здесь понятно, что Ибн Теймия, говоря о термине "сторона" (джиха) в отношении Аллаха, отвергает те смыслы, которые применимы только по отношению к творениям, но утверждает смысл относящийся к возвышенности - Аллах над всем созданным, Он над самым великим из Своих творением (Аршем) и Он не нуждается в нем, т.е. то что пришло в Коране и Сунне.
Сказал аль-Куртуби:
وقد كان السلف الأوَّل لا يقولون بنفي الجهة ولا يَنْطِقون بذلك , بل نَطَقوا هم والكافَّةُ بإثباتها لله تعالى كما نطق كتابُه وأَخبرتْ رسلُه .
ولم يُنكر أحدٌ من السلف الصالح أنه استوى على عرشه حقيقةً .
"Ранние предшественники не отвергали этого направления и не говорили о нем, но все они подтверждали его (направление) Всевышнему Аллаху (в отношении Всевышнего Аллаха) [1], говоря (так), как сказано в Его Книге и передали Его Посланники.
Никто из праведных предшественников не отвергал, что Он действительно (истинно) вознесся над своим Троном".
См. “Тафсир Аль-Куртуби”, 9 / 239.
[1] Т. е. утверждая возвышенность Всевышнего Аллаха над Троном, о котором известно в Коране и Сунне, саляфы косвенно подтверждали это определение.
Например:
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
"Милостивый вознесся над Троном (или утвердился на Троне)". (Коран 20:5)
Частица عَلَى - "на", "над" указывает на направление (сторону) возвышенности относительно Трона.
Из всего этого ясно, что применение каких-либо терминов допустимо только в том контексте, в каком они пришли в Коране и Сунне. Поэтому если спрашивают о каком либо термине, нужно уточнять, в каком контексте он используется и что он подразумевает, так как их могут использовать как заблудшие, так и приверженцы Сунны.
И лучше всего - не углубляться в рассуждения об этом подобно мутакаллимам. Обсуждение и погружение в вопросы имён и качеств Аллаха, саляфы делали исключением и вынужденностью, а не основой.