Разговоры об Аллахе без знания
قُلْ إِنَّمَا حَرَّمَ رَبِّيَ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ وَالْإِثْمَ وَالْبَغْيَ بِغَيْرِ الْحَقِّ وَأَن تُشْرِكُوا بِاللَّهِ مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ سُلْطَانًا وَأَن تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ مَا لَا تَعْلَمُونَ
«Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете»». (Коран 7:33)
Сказал Всевышний Аллах:
يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلَا يُحِيطُونَ بِهِ عِلْمًا
«Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием». (Коран 20:110)
Сказал Всевышний Аллах:
وَمِنَ النَّاسِ وَالدَّوَابِّ وَالْأَنْعَامِ مُخْتَلِفٌ أَلْوَانُهُ كَذَلِكَ إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ
«Поистине, боятся Аллаха из Его рабов только знающие». (Коран 35:28)Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:
وأصل الشرك والكفر هو القول على الله بلا علم
«Основа многобожия и неверия — это разговор об Аллахе без знания!».
"Мадаридж ас-Саликин" 1/379.
Он также сказал:
«Основой всякой ереси, которая заблуждает человека в религии, является разговор об Аллахе без знания. Именно поэтому, саляфы очень строго порицали тех, кто говорил об Аллахе без знания. Они предостерегали от этого в разных уголках земли строгим предостережением. Они порицали это даже сильнее, чем мерзости, беззаконие и несправедливость. Ведь, вред от нововведения и от того, как оно разрушает религию, гораздо больше. Всевышний Аллах порицает тех, кто говорит о дозволенности или запретности какой-то вещи без довода от Аллаха: "Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это - дозволено, а то - запретно". ан-Нахль, аят 116».
«Мадаридж ас-Саликин», 1/372.
Он также сказал:
«Нет большего греха, чтобы говорить об Аллахе без знания. Источником ширка и куфра является именно этот грех. Все нововведения и заблуждения происходят именно по этой причине…
Первопричина ширка и куфра это – говорить что-нибудь об Аллахе, не опираясь на знание. Так, например мушрик полагает, что то, чему он поклоняется, приближает его к Аллаху; просит Аллаха (ходатайствует) для него; является посредником между ним и Аллахом и удовлетворяет его нужды, спасает его от бед. То есть мушрик на самом деле говорит об Аллахе без знания, имеет о нем ложные представления, не опирающиеся на какое-либо знание. Хотя не каждый, кто говорит об Аллахе без знания, есть мушрик. Иногда это может выливаться в более облегченную версию, чем ширк – например, не принимать некоторые свойства и некоторые нововведения в религии Аллаха. Поэтому говорить об Аллахе без знания, более широкое понятие, чем ширк. Ширк же это один из видов говорения на Аллаха (об Аллахе, от имени Аллаха) без знания.
Другой вид измышления на Аллаха и говорения о нем без знания это нововведения в религии. Пока нововеденцы не покинут свои нововведения, они не смогут избавиться от того, чтобы быть грешными. Но как они могут покинуть эти нововведения, если они даже не знают, что данное деяние является нововведением. Наоборот они принимают его за сунну Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Пока они не обратятся к настоящей сунне, пока не исследуют ее хорошенько, они даже не смогут понять, что они грешники. Невозможно увидеть такого нововведенца, который понял бы, что он грешен».
«Мадаридж ас-Саликин, 1/378»
Шейх аль-Ислам ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Удивляют те, что пожелали помочь шариату своими ограниченными умами и ложными умозаключениями, но своими действиями лишь проложили путь безбожникам — врагам религии, что придало им смелости против религии. Они ни Исламу не помогли, ни врагов не разбили»
См. «Маджму’ аль-Фатауа» 9/253-254.
Сказал шейх Са́лих аль-Фауза́н (да хранит его Аллах) :
"Если человек говорит об Аллахе без знания, то это хуже, чем ширк. Всевышний Аллах говорит (перевод смысла):
"Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете»".
(Сура аль-А’раф, аят 33)
Всевышний Аллах упоминает грехи в порядке возрастания их тяжести, и в самом конце упомянул разговор об Аллахе без знания. Человек не может назвать какую-либо вещь запретной, если не имеет об этом знания. Запрещено говорить, что Всевышний Аллах установил то-то и то-то, не имея знаний. Сюда же относятся люди, которые дают фетвы, не имея знаний. Это очень опасно, так как человек возводит ложь на Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах сказал:
«Кто может быть несправедливее того, кто возвел навет на Аллаха и счел ложью правду, когда она явилась ему? Разве не в Геенне обитель неверующих?»
(Сура аз-Зумар, аят 32)
Запрещено говорить об Аллахе без знаний. Даже посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не отвечал на вопросы людей, пока к нему не ниспосылалось откровение по этому вопросу. Даже для ученых многие вещи остаются скрытыми. Если даже ты — ученый, но у тебя нет довода из Корана и Сунны, скажи: «Не знаю!». Это никоим образом не уменьшит твою степень, а напротив, возвысит ее. Однажды, имаму Малику (да смилуется над ним Аллах) были заданы сорок вопросов. Он ответил только на часть из них, а на большинство вопросов сказал: «Не знаю!». Тогда спрашивающий сказал: «Я приехал к тебе из далекой страны, перенеся тяготы путешествия, а ты говоришь: «Не знаю»?» Имам Малик ответит: «Садись на свое верховое животное, езжай в ту страну, из которой ты приехал и скажи там людям, что Малик не знает». Вот так поступают ученые, которые боятся Всевышнего Аллаха.
То же самое касается написания книг. Человек не должен писать книги и статьи, если он не имеет знаний."
см. Шарх "Масаилюль джахилийя".
Все вышесказанное применимо к разговорам относительно имен и атрибутов Аллаха.