Что означает слово истава?
Что означает слово истава?

Что означает слово истава?

С именем Аллаха, Всемилостивого, Всемилующего.

Сказал Всевышний Аллах:

الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
«Милостивый вознесся над Троном». (Коран 20:5)

اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ مَا لَكُم مِّن دُونِهِ مِن وَلِيٍّ وَلَا شَفِيعٍ أَفَلَا تَتَذَكَّرُونَ

"Аллах – Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознесся над Троном. Нет для вас, помимо Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели вы не помяните назидание?" (Коран 32:4)

هُوَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ يَعْلَمُ مَا يَلِجُ فِي الْأَرْضِ وَمَا يَخْرُجُ مِنْهَا وَمَا يَنزِلُ مِنَ السَّمَاءِ وَمَا يَعْرُجُ فِيهَا وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنتُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

"Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся над Троном. Он знает о том, что входит в землю, и о том, что выходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете". (Коран 57:4)

Относительно понимания этих аятов, и других, в которых упоминается Вознесение Аллаха над Троном, отклонившиеся от пути ахлю Сунна течения (джахмиты, муатазилиты, ашариты, матуридиты и др.) издавна сеяли свои сомнения. Между ними есть различия в убеждениях и степень их заблуждения разная, но всех их объединяет одно - они говорят, что нельзя понимать этот аят, а также те, в которых Аллах описывает Себя, в прямом смысле, так как это является уподоблением Аллаха творениям (что является заблуждением, подробнее можно узнать здесь). На эту тему всегда было множество споров, поэтому, с дозволения Всевышнего Аллаха, постараемся внести ясность, узнаем доводы имамов ахлю Сунна и разберем самые распространенные сомнения.

Прежде всего следует знать, что доводы упомянутых течений строятся не на Коране и Сунне, а на науке, которую они называют "ильмуль калям". Калям – это религиозно-философское воззрение (так называемая "исламская философия", которая сформировалась на основе трудов античных философов), представители которого уделяют особое внимание изучению философии, строят свои воззрения относительно Творца и Его и присущих Ему качеств на логических аргументах и отдают им предпочтение перед священными текстами Корана и Сунны, так как считают, что все противоречащее разуму (по их мнению) не может быть доводом. Сторонники или приверженцы каляма (ахлюль-калям, мутакаллимы) – это те, кто в вопросах основ религии начали использовать философию, вынося суждения на основании логики в отношении шариатских текстов и качеств Аллаха Всевышнего. Подробнее о каляме можно узнать здесь.

Согласно словам мутакаллимов, нельзя понимать в буквальном смысле слова Аллаха, что Он "вознесся", "возвысился" или "утвердился" над Троном. Они считают это заблуждением, а некоторые даже неверием (куфром). И поэтому они отвергают внешний смысл под предлогом "отведения Аллаха от всего неподобающего" (танзих). Однако, не может быть такого, чтобы прямой смысл аятов Корана, где Всевышний Аллах описывает и восхваляет Себя, указывал на недостаток и уж тем более был бы ложным, означающим заблуждение или неверие, иначе это обязательно было бы разъяснено людям Аллахом или его Посланником, мир ему и благословение Аллаха. И известно, что имамы ахлю Сунна опирались на буквальное понимание.

Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал: “Коран понимается на основе его внешнего смысла до тех пор, пока довод самого Корана, или довод Сунны, или единогласное мнение (иджма’) не будет указывать на то, что брать следует скрытый (неочевидный) смысл, а не внешний”. См. “ар-Рисаля” 1727.

Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал: “Хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха) нельзя относить к скрытому (неочевидному) смыслу, как и конкретизировать его, кроме как на основании другого хадиса от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а не кого-либо иного”. См. “аль-Умм” 4/132.

В отношении Вознесения Аллаха над Троном у приверженцев каляма сформировались два основных, противоречащих Корану и Сунне, принципа:

1. Истолкование слова истава вопреки явному смыслу.


Они называют это тауилем (истолкованием, отводом от явного смысла) и в довод приводят то, что у слова истава много значений и что в Коране у него разные смыслы. Однако их ошибка в том, что при этом они не учитывают контекст аятов и правила арабского языка.

Важно то, что значение этого слова зависит от контекста. В арабском языке у слова اسْتَوَى [истава] несколько значений, например в Коране оно применяется в следующих значениях:
В Суре "Худ", аяте 44 сказано:
وَاسْتَوَتْ عَلَى الجُودِيِّ
«[ковчег Пророка Нуха, мир ему] "ва става" (остановился, утвердился) на горе Аль-Джуди»

В Суре "Аль-Фатх", аяте 29 сказано:
فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوَىٰ عَلَى سُوقِهِ
«растение (росток) "фа става" (выпрямился выровнялся)»

В Суре "Аль-Касас", аяте 14 сказано:
وَلَمَّا بَلَغَ أَشُدَّهُ وَاسْتَوَى
«И когда он [Пророк Муса, мир ему] "ва става" (достиг зрелости, созрел, вырос)».

В Суре "Та Ха", аяте 5 сказано:
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
«Милостивый "истава" (вознесся) над Троном»

В контексте аятов Корана, в которых говорится конкретно о Вознесении Аллаха над Троном, слово "истава" может иметь несколько смыслов, близких друг к другу: возвысился (عَلا['аля]), поднялся (إرتفاع [иртафа'а]), вознесся (صعد [cа'ада]) и утвердился (إستقر [истакъарра]), как передано это от имамов:

Табиин Муджахид (ум. 102 г.) сказал:

وَقَالَ مُجاهِد ( اسْتَوَى ) عَلا عَلَى الْعَرْش 

«“Истиуа” (смысл): Возвысился “аля” над Троном».

См. «Сахих аль-Бухари» 7418, «Китаб ат-Таухид», раздел: «и Его Трон был над водой» (стр. 1554, издание «Дар ас-Салям»)

Сказал Бишр ибн ‘Умар аз-Захрани (ум. 207 г.), да смилуется над ним Аллах:

: سمعت غير واحد من المفسرين يقول :{الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى}: ارتفع

«Я слышал слова [множества] толкователей [Корана], о том, что “Милостивый вознесся над Троном” (20:5), [означает] возвысился (“иртафа’а”)».

(Передал Исхак ибн Рахауейх в «Муснаде», как об этом говорится в «Итхаф аль-Махара», 1/186, и «аль-Маталиб аль-‘Алия», 12/570. Иснад достоверный. Также ее передает аль-Лялякаи в «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/396, с достоверной цепочкой до Исхака)

Известный языковед Абу аль-‘Аббас ас-Са’ляб (ум. 291 г.) сказал:

{استوى على العرش}: علا

«“Милостивый вознесся над Троном”  возвысился над (“аля”)».

(См. «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/399. Иснад достоверный)


Имам ат-Табари (224-310 г. х.) сказал:
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
الطبري: وَقَوْلُهُ {الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى} يَقُولُ تَعَالَى ذِكْرُهُ: الرَّحْمَنُ عَلَى عَرْشِهِ ارْتَفَعَ وَعَلَا هـ

«Его слова “затем вознесся (истава) на Трон”, т.е. Всевышний говорит: Милостивый над Своим Троном возвысился 
(ارْتَفَعَ [иртафа'а]) и вознесся (عَلَا ['аля])».

См. «Тафсир ат-Табари», 16/11.

Сказал Абу Убайда (110-209 г. х.):

{ثُمَّ اسْتَوَى}

А затем Вознёсся над Троном.

أي صعد

То есть Вознёсся (صعد [cа'ада]).

Cм. «Китаб Аль-Арш» 2/11.

Сказал Абу Закария аль Фарра (144-207 г. х.): 

{ثُمَّ اسْتَوَى}

А затем Вознёсся над Троном.

أي صعد

То есть Вознёсся (صعد [cа'ада]).

Cм. «Китаб Аль-Арш» 2/11.

Абу Ибрахим аль Фараби (ум. 350 г. х.) пишет:

قال الله تعالى: (ثُمَّ اسْتَوى إلى السَّماءِ) ] ، [قال ابن عباس (، أَي: صَعِد] .

Сказал Аллах: Затем вознёсся на небеса. Сказал ибн Аббас: то есть Вознёсся (са'ада).

معجم ديوان الأدب ٤/١٢٦ ("Словарь литературы" 4/126).

Имам маликитов Абу ‘Умар ат-Таламанки (ум. 429 г. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал:

وقال عبد الله بن المبارك ومن تابعه من أهل العلم -وهم كثير- إن معنى استوى على العرش استقر وهو قول القتبي

«Сказал ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак и множество ученых кто последовали за ним – “аль-Истиуа” на Троне, смысл этого – “истакарра” (утвердился), и это слово Ибн Кутейбы».

(См. «Шарх хадис ан-Нузуль», стр. 390)

Был спрошен имам Абу Зур'а ар-Рази (ум. 264 г. х.) о тафсире аята "Милостивый утвердился над Троном", и он ответил:

سئل عن تفسير قوله: (الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى فقال: تفسيره كما يقرأ، هو على العرش، وعلمه في كل مكان، ومن قال غير هذا فعليه لعنة الله
"Его тафсир – читать его, как он пришёл. Аллах над Троном, а его знание везде. И кто сказал что-то другое – да проклянёт его Аллах!"

Источник: "Маджму аль-фатауа", 5/50

Сказал имам аль-Хумейди* (ум. 219 г.х.)(رحمه الله):

و نقول: ﴿الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى﴾[ طه: ٥] و من زعم غير هزا فهو معطل جهمي
“Мы говорим: «Милостивый вознесся над Троном» (Та Ха, 5). А кто утверждает нечто иное, является му’аттилем** - джахмитом!”

(*Сказал имам аль Бухари: «Аль-Хумейди – имам в хадисе»
Сказал о нём имам Ахмад: «Аль Хумейди для нас – имам!»
**Му’аттиль - отрицающий и аннулирующий атрибуты Всевышнего Аллаха).

См. «Усулю-с-Сунна», [1/42].

Сказал ибн 'Абд иль-Барр аль-Малики (368-463 г.х.) :

قال أبو عمر: الاستواء الاستقرار في العلو

«Аль-истива — это утверждение в возвышенности!».

Источник: «ат-Тамхид» 7/121.

Передал ад-Даракутни от Исхака аль-Казий, что он сказал:

«Я слышал как Абу аль-Аббас ас-Са’ляб говорил о словах Аллаха «Вознесся на Трон»: «То есть возвысился (на Трон), и это то, что мы знаем из речи арабов»

Передал аль-Лялякаи в книге «Шарх усуль аль-И’тикод», 3/399.

1.1. О замене слова "истава" на "истауля" при толковании

Исходя из сказанного выше, смысл аята будет таким:

«Милостивый вознесся (возвысился или утвердился) над Троном».

Потому что согласно правилам арабского языка, когда к глаголу اسْتَوَى [истава] добавляется частица عَلَى ['аля] (на, над) - из значений остаётся "поднялся на это", "стал выше этого", "возвысился/вознёсся над этим".

И сказал по этому поводу имам Ибн Аль-Каййим, да помилует его Аллах:

«Подобно этому слово пытающегося запутать людей джахмита: «Если уподобленец тебе скажет: «Милостивый вознесся над Троном» (Та Ха, 5) – то скажи ему: «У слова «Аль-Арш» есть много значений, и у слова Истава 5 значений, так какое же именно здесь имеется ввиду и почему? И уподобленец засомневается и будет не знать что сказать»

Будет отвечено этому невежде (джахилю): горе тебе! В чем грех единобожника (муваххида), которого ты и твоя компания называете уподобленцем (мушаббиха) – когда он тебе сказал лишь то, что сказал Аллах?

Клянусь Аллахом, даже если было бы все так, как ты говоришь – он был бы ближе к Аллаху и Его Посланнику чем ты, ведь он никуда не ушёл от шариатского текста.

В опровержение тебе будет сказано – что касается твоих слов: «У слова «Аль-Арш» (Трон) – семь значений и тому подобное, а у Истава 5 значений» - то это твоя попытка запутать невежд, и явная ложь!

Ведь когда слово Арш (Трон) приходит о том, на что вознесся и утвердился Милостивый – Трон Милостивого – у него только одно значение – даже если у этого слова в общем в языке будет несколько значений. Ведь артикль «аль» перед словом Арш здесь использован, чтобы указать на конкретный понятный слышащему Трон, и поэтому смысл стал ясен – что это Трон Господа, Свят Он и Велик, который является его Царственным Ложем – вокруг которого единогласны все Посланники, и который признавали все народы кроме тех кто вообще в основе отверг Посланников.

А твои слова: «У слова истава есть много значений» - еще одна попытка ввести в заблуждение и запутать!

Ведь когда к глаголу истава добавляется частица «аля» (на) - то у этого есть лишь один смысл!

Что же касается «истава» в общем, без этой частицы – то у него действительно есть много смыслов, ведь арабы говорят например: «истава такое-то явление» - то есть закончилось и стало полным. Сюда например относятся слова Аллаха: «Когда он достиг зрелого возраста (истава), Мы даровали ему власть и знание» (28:14)

Также, это слово может со смыслом «сравнялся». Как говорят: «Истава вода и дерево» - то есть сравнялись, или «истава ночь и день» - то есть стали равны.

И также оно когда приходит с частицей «иля» (к) – то значит обернулся и устремился к нему вверх, как например говорится: «истава к крыше и горе» - обернулся и устремился к крыше и горе.

Когда же это слово приходит с частицей «аля» (на) что-то – то это значит возвысился на это (над этим) и стал выше этого, и арабы не знают ничего другого.

Поэтому, слово «истава» когда приходит в контексте этого аята «Милостивый истава на Троне» – является прямым текстом, у которого нет даже отдаленной вероятности другого понимания – точно также, как в аяте : «Когда он достиг зрелого возраста (истава), Мы даровали ему власть и знание» (28:14) – это слово является прямым текстом, у которого нет даже отдаленной вероятности другого понимания, точно также как оно в словах арабов: «Истава (сравнялись) день и ночь» - является прямым текстом, у которого нет даже отдаленной вероятности другого понимания!»

См. "Мухтасар ас-Саваик аль-Мурсаля аля аль Джахмия аль Муаттыля", 1/44-45

И мутакаллимы не согласны со значением слова "вознесся", говоря, что здесь имеется виду власть, т.е. что Аллах взял на себя власть над Троном или властвует Троном. В частности они заменяют смысл слова اسْتَوَى [истава] смыслом слова ﺍﺳﺘﻮﻟﻰ [истауля] - овладеть, захватить, властвовать, достичь цели.
Ответом им будет то, что это является явным искажением (тахриф) слов и контекста аята, т.к. смысл слова اسْتَوَى [истава] меняется даже не на одно из его используемых значений, а на смысл совсем другого слова, что не имеет примеров в Коране и обоснования в арабском языке.

Сказал Всевышний Аллах:

اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ مَا لَكُم مِّن دُونِهِ مِن وَلِيٍّ وَلَا شَفِيعٍ أَفَلَا تَتَذَكَّرُونَ
Аллах — Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознесся над Троном. Нет для вас, помимо Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели вы не помяните назидание? Коран 32:4

Ведь если в аяте смысл слова "вознесся" поменять на "властвует", то это означало бы, что Аллах не владел/властвовал Троном, а завладел/стал властвовать им только после сотворения небес и земли! Да убережет Аллах от подобной ереси! 

Передается от известнейшего знатока арабского языка из Куфы, Абу АбдуЛлаха, Мухаммада ибн Зияда, известного как Ибн аль-А’раби, родившегося в 150 г. и умершего в 231 г.:
«Однажды его спросил один человек: “Какой смысл Слов Аллаха: “Милостивый Вознесся (истауа) над Троном”. Ибн аль-А’раби ответил: “Он над Троном, как об этом и оповестил нас”. Тут мужчина возразил: “О Абу АбдуЛлах, ведь смысл этого есть – овладел”. Ибн аль-Араби прервал его словами: “Замолчи! Не говорят ни на что "овладел" (истауля) чем-то, кроме как если этому предшествовало противоположное, а когда одно побеждает другое, тогда говорят - овладел”».
Аль-Лялякаи в "Шарх усуль аль-И'тикад", 666 и Ибн Кудама в "Исбат сыфатуль-'улю" 1/11

Имам Ибн аль-Музаффар в «аль-Ифсах» передал, что когда имама языковеда аль-Халиля ибн Ахмада спросили: «Находишь ли ты в арабском языке слово «истауа» со значением «истауля»? Он ответил: “Такого не знают арабы, и это не дозволено в нашем языке!”

И в качестве довода мутакаллимы не нашли ничего лучше, чем стихи поэта-христианина аль-Ахталя, который при описании захвата Бишром Ирака употребил слово «истауа». Хафиз Ибн Касир сказал об этом: “Этим стихом аргументируются джахмиты, придавая слову «истауа» значение «истауля». Это является подменой значения. И нет в стихе этого поэта-христианина никакого довода и доказательств на это! И Всевышний Аллах Своим вознесением на Трон – не желал захвата Трона! И что может быть слабее, чем доказательства джахмитов, что их крах побудил их взять в качестве довода стих этого скверного христианина!” См. “аль-Бидая уа-ннихая” 9/295.

Аль-истива (Возвышение) — не истиля (овладение). Шейх Муртазаали Дагистани:

Имам Абу Хасан Аль-Аш’ари, да помилует Его Аллах, в своей книги «Рисаляту иля ахли-с-сагр», стр. 177 cказал:

//И не означает Его «Истива» (Возвышение) – «Истиля» (овладение), как это сказали «Ахлу-ль-кадар» (кадариты), потому что Он, Велик Он и Могуществен, никогда не переставал владеть абсолютно всем//

Сказал Шейх Муртаза ‘Али Ад-Дагистани, да помилует его Аллах, комментируя эти слова Аль-Аш‘ари, в своей книги «Итхафу-ль-башар бишархи-р-рисалати иля ахли-с-сагр», стр. 177:

«Джахмиты, не нашли никакого далиля (доказательства) на это свое заявление в шари’атских текстах, как и не нашли его в доказательствах разума, будь оно хоть более слабым, чем паутина паука. Наилучшее, что они имеют в качестве доказательства – это стих неверующего (кафира), достойного их, – нет в этом никакого указания!» Сказал Хафиз (Ибн Хаджар Аль-‘Аскалани) в «Фатху-ль-Бари» том 13, стр. 416:

«Сказали му’тазилиты: “Смысл Аль-истива (Вознесения) - аль-истиля (овладение) могуществом и силой” Они использовали в качестве довода слова поэта:
“Овладел (истава) Бишр ‘Ираком

Не прибегая к мечу и пролитию крови”

Сказал Ибн Аль-’Араби: “Ибн Аби Дауд хотел, чтоб я нашел ему в арабском языке «Милостивый вознесся на ‘Арш» со смыслом «истиля» – «овладел», я ответил ему: «Клянусь Аллахом, я такого не встречал»”»

Сказал Хафиз Ибн Касир, да помилует его Аллах, в своей книге «Аль-бидайату ва-н-нихайату» том 9, стр. 262:

«Ахталь был из новообращенных арабских христиан, да погубит его Аллах и сделает далеким место его пребывание. Это он спел касиду, в которой сказал:

… Овладел (истава) Бишр ‘Ираком…

Этот бейт, джахмиты приводят в доказательство на то, что Аль-истива на ‘Арш идет в смысле “аль-истиля” (овладел) – это ничто иное как искажение слов от их истинного смысла. Нет на это в бейте этого христианина какого-либо довода, или доказательства. Аллах не имел ввиду под Своим вознесением на ‘Арш – овладение им (аль-истиля), пречист Аллах от слов джахмитов! Ведь, поистине, говорят: “Истава что-то” [в смысле овладел], когда до этого, это находилось в непослушании ему, до момента как он овладел этим, как это в примере Бишра, который овладел Ираком и покорил эту страну, после того, как она находилась в неподчинении ему. А ’Арш Господа, не на один вдох не был неподчиненным ему, чтоб можно было, что Он овладел ‘Аршем, или что смысл «Аль-истива» – «аль-истиля» (овладение). У джахмитов не было даже самого слабого довода на это, поэтому это их банкротство привело их к бейту порочного христианина, а ведь нет в этом никакого довода!»

Какая же большая разница между тем, кто использует в качестве довода в акыде Речь Аллаха и тем, кто использует в качестве довода слова кафира! Сказал Шейх Абу Хасан Аль-Аш’ари, да помилует его Аллах, в книгах «Аль-ибана» стр. 98, «Аль-макалят» стр. 158:

«Сказали му’тазилиты, джамиты и харуриты (т.е. хавариджи): “Поистине слова Всевышнего: “Милостивый истава на ‘Арш” означают, что Он овладел, подчинил и стал хозяином, и что Аллах везде” Они отвергли то, что Аллах, Велик Он и Могуществен, над Своим ‘Аршем, как это сказали люди истины, они же (му’тазилиты, джамиты и харуриты) посчитали, что «Аль-истива» – это могущество (власть)».

Тоже самое передал от му’тазилитов Аль-Багави в «Ма’алими-т-танзиль», том 2, стр. 197 и Ибн Хаджар в «Фатху-ль-Бари», том 13, стр. 416. Сказал Имам Имамов Ибн Хузайма в своей книге «Ат-таухид», том 1, стр. 133:

«Мы верим в сообщение Аллаха, что наш Творец над Своим ‘Аршем возвышен, мы не меняем слова Аллаха и не говорим слова, кроме тех, которые нам сказали, как это сказали му’аттыля-джахмиты: “Поистине, истава на Его ‘Арш – не возвышение” Они изменили слова, которые им были сказаны [Аллахом и Его Посланником], уподобляясь поступку иудеев, когда им была сказано, скажите: “Хитта (прости)”, они сказали: “Хинта (пшеница)”, противореча повелению Великого и Всемогущего Аллаха, так же поступили и джахмиты»:

Уже стали очевидны доказательства из Корана, сунны и иджмы сподвижников, на возвышение Всеблагого и Всевышнего Аллаха над Своим ‘Аршем, как это подобает Ему, без уподобления творениям, без задавания вопроса «как?» [или без придавании формы] и без отрицания. Первый же, кто стал отрицать это и перерастолковал как «овладение» – это Джа’д ибн Дирхам, который казнен за свое заблуждение Халидом ибн ‘АбдулЛах Аль-Касри, в 124 году по хиджре, он первый, кто начал обсуждать сифаты и отрицать их. Вахб ибн Мунаббих заметил его первые отклонения в том, что он много задавал вопросов о сифатах и сказал ему: “Горе тебя, о Джа’д, умерь свои вопросы об этом, я думаю, что ты из погибших! Если бы Всевышний нам не поведал, что у Него есть «Йад» (Рука) – мы бы не говорили это и о том, что у Него есть ‘Айн (Глаз) – мы бы не говорили это.” Он упомянул такие сифаты как ‘Ильм (Знание), Калям (Речь) и другие. Это скверное заблуждение от него (Джа’да) взял подобный ему Джахм ибн Сафван (128 г\х) и начал говорить о нем открыто, поэтому идеологию джахмитов относят именно к нему. (Аль-бидайату ва-н-нихайа, том 9, стр. 450; Маджму’у-ль-фатава, том 9, стр. 20)»

1.2. О толковании возвышенности Аллаха над Троном в переносном смысле, т.е. степенью или статусом, положением 

Также из распространенных сомнений мутакаллимов является то, что они, загнанные в тупик сотнями передачами от саляфов, в которых ясным и понятным текстом говорится о подтверждении Возвышения Аллаха над Троном, они заявили, что подразумевается не Сущность Всевышнего Аллаха, а Его степень или статус, положение.

Что касается Ахлю ас-Сунны, то они признают для Аллаха оба вида Возвышенности:

  • Возвышенность Его Атрибутов, то есть, Возвышенность Его степени и уровня.
  • Возвышенность Его Сущности. То, что Аллах находится над Своими Созданиями, над Троном, вне этого бытия, отдален от творений.

А доказательств на второй вид Возвышенности Аллаха – Возвышенности над Созданиями, над Троном, огромное количество. И мы приведем здесь следующие 6 пунктов (источник), указывающие на ошибочность заявлений ашаритов, о том, что Саляфы подразумевали Возвышенность положения (статуса) Аллаха. 

1) Ясные и недвусмысленные слова Саляфов, из которого невозможно понять ничего, кроме Возвышенности Сущности Аллаха

Сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ‘Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

بين سماء الدنيا والتي تليها مسيرة خمس مئة عام وبين كل سماءين مسيرة خمس مئة عام وبين السماء السابعة وبين الكرسي مسيرة خمس مئة عام وبين الكرسي وبين الماء مسيرة خمس مئة عام والعرش فوق الماء والله تبارك وتعالى فوق العرش وهو يعلم ما أنتم عليه»إسناده حسن

«Расстояние между первым небом и следующим – 500 тысяч лет, и расстояние между каждыми небесами  ровняется 500 тысячи годам, и между седьмым небом и “Курсийем” расстояние 500 тысячи лет, и между “Курсийем” и водой расстояние 500 тысячи лет, и Трон над водой, а Аллах над Троном (“фаукъа аль-‘Арш”), и ничто из твоих поступков не скроется от Него».

(Передал Абу Шейх аль-Асбахани в «аль-Азама», 2/688-689, Ахмад ад-Динури в «Муджаласа уа Джауахир аль-‘Ильм», 6/406, ‘Усман ад-Дарими в «ан-Накд», 1/422, аль-Лялякаи в «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/395- 396, Ибн Кудама в «Исбат Сыфат аль-‘Улув», стр. 151-152. Иснад хороший)

Передает Имам аль-Халляль в своей книге «ас-Сунна» от своего Шейха Юсуфа ибн Мусы аль-Каттана, что он сказал:

قيل لأبي عبد الله أحمد بن حنبل: "الله عز وجل فوق السماء السابعة على عرشه بائن من خلقه وقدرته وعلمه في كل مكان؟
قال: «نعم على العرش وعلمه لا يخلو منه مكان.» صحيح

«Было сказано Абу ‘Абдуллаху Ахмаду ибн Ханбалю: “Всевышний Аллах над седьмыми небесами, над своим Троном, отделен от своих творений, а Его Сила и Знание присутствуют во всех местах”.

Он сказал: “Да, Он над своим Троном, и ничто не скроется от Его Знания”»

(См. «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/402, «Китаб аль-‘Арш», 2/247, «аль-‘Улув», стр. 176. Иснад достоверный)

Имам Хушайш ибн Асрам (ум. 253 г.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Истикама» пишет:

لو كان في الأرض كما هو في السماء لم يُنَزّل من السماء إلى الأرض شيئا، ولكان يصعد من الأرض إلى السماء كما ينزل من السماء إلى الأرض، وقد جاءت الآثار عن النبي أن الله عز وجل في السماء دون الأرض) ثم ذكر أحاديث عن الرسول صلى الله عليه وسلم.

«Если бы Он (Аллах) был бы на земле, а не над небесами, то не спускалось бы на землю ничего с небес, а [наоборот] поднималось бы в небеса от земли… и прошло множество сообщений от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что Аллах над небесами, а не на земле».

(Передал Мухаммад аль-Малатий в «ат-Танбих уа Родд ‘аля Ахлю аль-Ахуа уаль-Бид’а», глава «аль-Фирак уа Зируха»)

2) Их слова: «Своей Сущностью» («би-затихи» или «би-нафсихи)

И мы имеем огромное количество слов Саляфов об этом и это общеизвестно, поэтому приведем некоторые высказывания ученых, пришедших после них, дабы рассеять сомнения ашаритов, утверждающих, что нельзя употреблять эту фразу после окончания фитны джахмитов.

Имам ‘Усман ибн Са’ид ад-Дарими (ум. 280 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал:

لأنه قال في آي كثيرة ما حقق أنه فوق عرشه فوق سماواته، فهو كذلك لا شك فيه، فلما أخبر أنه مع كل ذي نجوى، قلنا: علمه وبصره معهم، وهو بنفسه على العرش بكماله كما وصف

«Потому, что Он (Аллах) сказал во многих аятах… подтвердил, что Он над Своим Троном, над Своими небесами, Он таков несомненно… И когда он сообщил, что находится с человеком во время тайного совещания (разговора), мы говорим [об этом]: Его Знание и Зрение с ними, а Он Сам над Троном, как Он описал [Себя]».

(См. «ар-Родд ‘аля аль-Джахмия», стр. 44)

Имам Абу Джа’фар ибн Абу Шейба (ум. 297 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал:

فهو فوق السماوات وفوق العرش بذاته متخلصًا من خلقه بائنًا منهم، علمه في خلقه لا يخرجون من علمه

«Он над небесами Своими, над Троном Своей Сущностью (“би-затихи”)… отдален от творений. Его Знание [находиться] с Его творениями, и не могут они уйти от Его Знания».

(См. «аль-‘Арш уама Рувийя фихи», стр. 291-292)

Имам Абу ‘Умар ат-Таламанки (ум. 429 г.), да помилует его Аллах, в своей книге «аль-Вусуль иля Ма’рифат аль-Усуль» говорит:

قال رحمه الله في كتابه: الوصول إلى معرفة الأصول كما في العلو للذهبي (566):
” أجمع المسلمون من أهل السنة على أن معنى قوله : وهو معكم أينما كنتم . ونحو ذلك من القرآن : أنه علمه ، وأن الله تعالى فوق السموات بذاتـه مستو على عرشه كيف شاء، وقال: قال أهل السنة في قوله :الرحمن على العرش استوى:إن الاستواء من الله على عرشه على الحقيقة لا على المجاز

«Мусульмане из Ахлю ас-Сунны, единогласны в том, что смысл слов Всевышнего: “И Он с вами где бы вы не были” и подобные этим словам из Корана, тут понимается Его Знание. А так же то, что Аллах Всевышний над небесами Сущностью Своей, Вознесшийся над Троном, как пожелал»…. Сказали приверженцы Ахлю ас-Сунны по поводу Слов Аллаха: “Милостивый возвысился над Троном”, поистине Возвышение Аллаха над Троном есть в истинном смысле (“хакика”), а не в метафорическом (“маджаз”)».

(Передал Имам аз-Захаби в «аль-‘Улув», стр. 246)

Имам Абу Наср ас-Сиджзи аль-Ханбали (ум. 444 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал:

(أئمتنا كسفيان الثوري، ومالك، وحماد بن سلمة، وحماد بن زيد، عبد الله بن المبارك، والفضيل بن عياض، وأحمد بن حنبل، وإسحاق بن راهويه متفقون على أن الله سبحانه وتعالى بذاته فوق العرش، وعلمه بكل مكان

«Наши Имамы, такие как Суфьян ас-Саури, Малик, Хаммад ибн Салама, Хаммад ибн Зайд, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, аль-Фудайль ибн ‘Ияд, Ахмад ибн Ханбаль и Исхак ибн Рахауейх, были единогласны в том, что Аллах, Субханаху уа Та’аля, Сущностью Своей (“би-затихи”) над Троном, а Его Знание повсюду».

(Передал Имам аз-Захаби в «Китаб аль-‘Арш», 2/341, «аль-‘Улув», стр. 248, «ас-Сияр», 17/656)

3) Толкование Саляфами слова «аль-Истиуа» (Вознесения) как «‘аля» (над) «иртафа’а» (возвысился) «истикрар» (утвердился), которые были рассмотрены выше

4) Толкование аятов об истории Мусы, мир ему, и Фараона

Толкование аятов об истории Фараона и Мусы, мир ему, от известных ученых, которые поняли от этих аятов, то что Муса, мир ему, разъяснял Фараону то, что Его Господь (Аллах) находиться над небесами.

Всевышний Аллах сказал: «Фараон сказал: “О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня. О Хаман! Разожги огонь над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он является одним из лжецов”». (28:38)

Также сказал Аллах: «Фараон сказал: “О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом”. Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными». (40:36-37)

И нам известно, как толковали ученые Ислама эти аяты. Для примера, приведем некоторые из их слов.

Имам Яхъя ибн Саллям (ум. 200 г.) сказал:

في تفسير الآية الثانية: ({لعلي أبلغ الأسباب} {يعني الأبواب فأطلع إلى إله موسى} {الذي يزعم وإني لأظنه كاذبا} ما في السماء أحد تعمد الكذب

«“Воистину, я считаю его лжецом” – (т.е.) нет никого над небесами, и он (Муса) сознательно лжет».

(См. «Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азиз», 4/134, Ибн Аби Заманин)

Имам Ибн Джарир ат-Табари (ум. 310 г.) сказал:

{وَإِنِّي لأظُنُّهُ} فيما يقول من أن له معبودًا يعبده في السماء، وأنه هو الذي يؤيده وينصره، وهو الذي أرسله إلينا {من الكاذبين}

«“Воистину, я полагаю, что он (Муса)” – (т.е) в том, что он говорит, что у него (Мусы) есть Божество над небесами, которому он поклоняется, и что Он (Аллах) – тот, кто поддерживает его и дарует ему победу, и что Он – тот, кто отправил его (Мусу) к нам; “является одним из лжецов”».

(См. «Тафсир ат-Табари», 19/581)

Также ат-Табари сказал:

«“Я считаю его лжецом”. Его (Фараона) слова: “Я считаю, что Муса лжет в том, что он говорил и заявлял, что у него есть Бог над небесами, который послал его к нам”».

(См. «Тафсир ат-Табари», 21/387)

Абу Ахмад аль-Караджи аль-Кассаб (ум. 360 г.) относительно аята 28:38, сказал:

قوله إخبارا عن فرعون {يا أيها الملأ ما علمت لكم من إله غيري فأوقد لي يا هامان على الطين فاجعل لي صرحا لعلي أطلع إلى إله موسى} حجة على من يزعم أن الله بنفسه في الأرض; حال في كل مكان, وينكر كينونته بنفسه في السماء وعلمه في الأرض إذ محال أ, يقول فرعون هذا القول إلا وقد دلله موسى -. صلى الله عليه -. أن إلهه في السماء دون الأرض فإن كان فرعون أنكر كينونته في السماء وثبته في الأرض فقد وافق القوم فرعون في قوله وإن كان أنكره في السماء والأرض معا فقد خالفوا موسى -. صلى الله عليه – مع خلافهم لجميع الأنبياء والناس, وأهل الملل كافة سواهم ولا أعلم في الأرض باطلا إلا وهذا أوحش منه, نعوذ بالله من الضلالة

«Это является аргументом против тех, кто заявляет что Аллах, Он [находится] в мире, везде, и отрицают, что Он над небесами, и Его Знание в мире (везде); невозможно чтобы Фараон сказал это, кроме как, если Муса, мир ему, рассказал ему, что его Бог – над небесами, а не земле. Если Фараон отрицал нахождение Аллаха над небесами, и утверждал, что он в мире, то эти люди (которые  утверждают что Аллах повсюду) согласились с Фараоном в его словах… они пошли против Мусы, мир ему, и против всех пророков, против людей и всех религий. И я не знаю в этом мире лжи, хуже которой бы это убеждение не была, мы просим спасение у Аллах от заблуждения».

(См. «Иджтима Джуюшь аль-Исламия», стр. 197-198, Ибн аль-Кайим)

5) Ответ ученых джахмитам заявлявшим, что Аллах находиться везде

Ответ им заключался в том, что они призывали их, подтвердить что Аллах находиться не повсюду, а над Троном, над 7 небесами. И будет нелепым и глупым со стороны говорящего, если он скажет, что тут подразумевается Возвышенность степенью, так как джахмиты не отрицали высокое положение Аллаха, чтобы им отвечать или опровергать их в этом.

Рассказывает ‘Али ибн аль-Хасан аш-Шакык:

سألت عبد الله بن المبارك: "كيف ينبغي لنا أن نعرف ربنا عز وجل؟" قال: «على السماء السابعة على عرشه، ولا نقول كما تقول الجهمية: أنه ها هنا في الأرض» صحيح

«Я спросил ‘Абдуллах ибн аль-Мубарака: “Как нам познать нашего Господа, ‘Азза уа Джаль?”.

Он ответил: “Он над седьмым небом, над Троном. И мы не говорим как говорят джахмиты, что он здесь, на земле”».

(Передал ‘Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», 1/111. Иснад достоверный)

Имам Джарир ибн ‘Абдуль-Хамид ад-Дабби (ум. 188 г.) сказал:

كلام الجهمية أوله عسل، وآخره سم، وإنما يحاولون أن يقولوا: ليس في السماء إله.

«Начало джахмитской речи – это мед, а ее конец – яд. Воистину, они пытаются сказать: “Нет божества над небесами”».

(Передал Имам аз-Захаби в «Китаб аль-‘Арш», 2/191, по пути Ибн Аби Хатима ар-Рази, который передал ее в «ар-Родд ‘аля аль-Джахмия»)

Имам Са’ид ибн ‘Амир ад-Дабби (ум.  208 г.) – один из учителей аль-Бухари, сказал:

الجهمية أشَرٌّ قولاً من اليهود والنصارى، قد اجتمعت اليهود والنصارى وأهل الأديان أن الله تبارك وتعالى على العرش، وقالوا هم: ليس على العرش شيء » صحيح

«Джахмиты говорят [слова] намного хуже чем иудей и христиане, [так как] иудеи и христиане, и приверженцы других религий согласились в том, что Аллах, Табарака уа Та’аля, над Троном, а они (джахмиты) говорят: “Нет ничего над Троном”».

(Передал Имам аль-Бухари в «Хальк ‘афаль аль-‘Ибад», 2/17 и Имам аз-Захаби в «Китаб аль-‘Арш», 2/207, по пути Ибн Аби Хатима, из его книги «ар-Родд ‘аля аль-Джахмия»)

6) Слова ученых: «Он над небесами, а не на земле»

И в этих словах, довод против них заключается в том, что если бы Саляфы говорили бы о Возвышенности степени или положения, то их слова были бы отрицанием высокого статуса (положения) Аллаха на земле, что несомненно является ошибкой.

Имам Хушайш ибн Асрам (ум. 253 г.) в своей книге «аль-Истикама» сказал:

«И Джахм отрицал, что Аллах над небесами, а не земле, и Книга (Коран) свидетельствует, что Аллах над небесами, а не на земле».

(Передал Мухаммад аль-Малатий в «ат-Танбих уа Родд ‘аля Ахлю аль-Ахуа уаль-Бид’а», глава «аль-Фирак уа Зируха»)

И любой разумный человек поймет, что эти слова не могут говорится тем, кто говорит о Возвышенности статуса.

Сказал Абу Бакр ибн Аби ‘Асым (ум. 287 г.) в своей книге «ас-Сунна»:

باب: ما ذكر أن الله تعالى في سمائه دون أرضه

«Раздел: То, что передано относительно нахождения Аллаха над небесами, а не на земле…».

После чего, привел хадис о рабыни, которую Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил «Где Аллах?».

(См. «Китаб ас-Сунна», 1/342, Ибн Аби ‘Асым)

Великий ученый маликитского мазхаба, «Малик младший» Ибн Аби Зайд аль-Кайрауани аль-Малики (ум. 386 г.) в своей книге «аль-Джами’» пишет:

فمما أجمعت عليه الأمة من أمور الديانة، ومن السنن التي خِلافُها بدعةٌ وضلالة: أن الله تبارك اسمه) وذكر أمورا منها: (وأنه فوق سماواته على عرشه دون أرضه، وأنه في كل مكان بعلمه) وذكر باقي الإعتقاد ثم قال في آخره: (وكل ما قدَّمنا ذِكْرَه فهو قول أهل السنة وأيمة الناس في الفقهِ والحديث على ما بيناه، وكله قول مالك، فمنه منصوص من قوله، ومنه معلوم من مذهبه

«То, на чем согласилась Умма из вопросов религии, и что является Сунной а противоречащее этому является нововведением и заблуждением...», Имам аль-Кайрауани перечислил несколько убеждений, в которые должен уверовать мусульманин, и продолжил:

«И что Аллах над Своими небесами, над Троном Своим, не на земле, и что Он находиться повсюду Своим Знанием». Далее он сказал:

«И все, что мы перечислили являются убеждениями приверженцев Сунны, Имамов Фикха, науки Хадиса, и все это было убеждением [Имама] Малика, это передано от него и общеизвестно в его мазхабе».

(См. «аль-Джами’ фи ас-Суннан уаль-Адаб уаль-Магъази уа Тарих»,  стр. 107-108 и 117, аль-Кайрауани)

Также на несостоятельность этого мнения указывает то, что если применить этот толкование к аяту "Милостивый вознесся над Троном" или "Аллах — Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознесся на Трон (над Троном)" только как степень или статус, то получается, что был момент, когда Всевышний Аллах не был выше Трона статусом и положением. Да упасет Аллах от подобных заблуждений!

1.3. О словах имама ат-Табари, которые распространяют мутакаллимы:

فكذلك فقُلْ : علا عليها علوّ مُلْك وسُلْطان ، لا علوّ انتقال وزَوال

«Так и ты скажи: Возвысился над ним возвышением власти и могущества, а не возвышения перемещения и отдаления....».

[Имам ат-Табари, «Джами` аль-байан фи таъвиль аль-Кур`ан», 2:29]

И к ним вопрос - почему же они привели только эти слова и оставили другие? Вот в каком контексте они были сказаны:

وأوْلى المعاني بقول الله جل ثناؤه: " ثم استوى إلى السماء فسوَّاهن "، علا عليهن وارتفع، فدبرهنّ بقدرته، وخلقهنّ سبع سموات.

والعجبُ ممن أنكر المعنى المفهوم من كلام العرب في تأويل قول الله: " ثم استوى إلى السماء "، الذي هو بمعنى العلو والارتفاع، هربًا عند نفسه من أن يلزمه بزعمه -إذا تأوله بمعناه المفهم كذلك- أن يكون إنما علا وارتفع بعد أن كان تحتها - إلى أن تأوله بالمجهول من تأويله المستنكر. ثم لم يَنْجُ مما هرَب منه! فيقال له: زعمت أن تأويل قوله " استوى " أقبلَ, أفكان مُدْبِرًا عن السماء فأقبل إليها؟ فإن زعم أنّ ذلك ليس بإقبال فعل، ولكنه إقبال تدبير, قيل له: فكذلك فقُلْ: علا عليها علوّ مُلْك وسُلْطان، لا علوّ انتقال وزَوال. ثم لن يقول في شيء من ذلك قولا إلا ألزم في الآخر مثله. ولولا أنا كرهنا إطالة الكتاب بما ليس من جنسه، لأنبأنا عن فساد قول كل قائل قال في ذلك قولا لقول أهل الحق فيه مخالفًا. وفيما بينا منه ما يُشرِف بذي الفهم على ما فيه له الكفاية إن شاء الله تعالى

«Самое верное значение слов Всевышнего Аллаха: «Он вознёсся над небесами и сделал их семью небесами» - т.е. возвысился и поднялся над ними и устроил их Своим могуществом и сделал их семью небесами.
Удивление вызывают те, которые отрицают ясное значение, на которое указывает арабский язык и начинают истолковывать слова Аллаха: «потом Он вознёсся над небесами». Слово «вознесение» означает «возвысился и поднялся».
Они стали истолковывать это ясное значение, чтобы избежать якобы ошибочного понимания, т.е. если они скажут, что "Он возвысился", значит, отсюда следует, что "Он был внизу". Этим самым они не смогли спастись от того, от чего убегали. Прибежали к порицаемому толкованию убежав от неизвестного толкования (тафуид). Таким надо сказать: ты считаешь, что под словом «вознёсся» имеется ввиду «обратился»?! Тогда можно сказать, что Он отвернулся, а потом обратился? Если сказать, что под словом "обратился" имеется в виду не действие, а управление, тогда скажи, что Он возвысился возвышением власти и могущества, а не возвышением перемещения и ухода. Потом, чтобы он ни сказал, от него можно потребовать эти же слова с другой стороны. Если бы не хотели делать книгу большой, затрагивая все, что не касается непосредственно её темы, то рассказали бы о ложности каждого слова относительно этой темы, которые могли бы быть предъявлены людям истины, противореча этим самым самой истине. Но то, что мы упомянули, достаточно для каждого обладателя разума, ин ша Аллах»
. См. «Тафсир ат-Табари» (1\429).

В этом контексте и были сказаны эти слова имама ат-Табари, однако приверженцы нововведений предоставили их вырванными из контекста и закрыли глаза на множество других ясных его слов в этом вопросе.

Потом, в этих словах, он ясно делает порицание тем людям, которые не приняли явное значение слова «истиуа», на которое указывает арабская речь, а это «возвышенность». Также высказал порицание за ложное толкование. Он сказал: «Удивительно положение тех, которые отрицают ясное значение, на которое указывает речь арабов, и начинают истолковывать слова Аллаха «потом Он вознёсся над троном». И это «вознесение», означает «возвысился и поднялся».

Теперь, в его словах: «тогда скажи, что Он возвысился возвышением власти и могущества, а не возвышением перемещения и ухода» говорится о перемещение, которое присуще созданиям, а не Создателю. Образ сущности, образ действий, качества и атрибуты Создателя нам неизвестны и нет никого подобного Ему. И никто не имеет право приписывать Ему перемещение, подобное физическому перемещению творений. И в этом никто не сомневается. 

И эти слова были сказаны в процессе дискуссии и спора, и он говорил эти слова, желая обязать противника его же словами, и никто не отрицает, что в дискуссии и споре человек может что-то допустить, принять слова противника условно, предъявить или показать ему слова и т.п.! Ведь у него есть ясные и прямые слова, толкуя аяты про возвышение Аллаха, в которых он утверждает и устанавливает, что Аллах выше всех созданий своей сущностью.

Говорит имам ат-Табари, толкуя слова Аллаха: «Он четвёртый среди них»Т.е наблюдает за ними Своим знанием, и Он над своим Троном». См. «тафсир ат-Табари» (23\237).
Так же говорит имам ат-Табари, после слов Аллаха: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто над небесами»А это – Аллах». См. «тафсир ат-Табари (23\513).
Так же говорит имам ат-Табари: «Говорит Фараон, что считает Мусу лжецом, который говорит и утверждает, что над небесами есть Господь, Который послал его…». См. «тафсир ат-Табари» (23\237).
Так же говорит имам ат-Табари: «Аллах нам сообщает, что ангелы на небесах, и все твари на земле боятся своего Господа, Который над ними….» См. «тафсир ат-Табари» (17\220).
Это ясные слова, в которых имам ат-Табари утверждает возвышенность Аллаха. И это только часть того, что можно привести.

Удивительно, что после этого кто-то хочет аннулировать все эти слова другими, вырванными из контекста словами, которые они и не поняли!

2. Лишение слова истава какого-либо смысла.

Мутакаллиммы называют это тафуидом (что в арабском языке означает препоручение дела кому-то, оставлять это дело за кем-то), то есть в данном случае они говорят, что смысл слова "истава" знает только Аллах. Однако по сути это та'тыль, то есть отвергание/лишение смысла аятов Корана. Тафуид саляфов - подтверждение слова и его смысла, но оставление образа. А тафуид философов (мутакаллимов) - это подтверждение слова, но оставление его смысла и оставление образа. То есть они говорят: "Мы не знаем что значит "истава" в отношении Аллаха". Как же похожи их слова на слова тех заблудших, что были до них!

Передал имам Абу ‘Усман Исма’иль ибн ‘Абдур-Рахман ас-Сабуни с достоверным иснадом от Мухаммада Ибн Хасана аш-Шайбани, что тот сказал: «Сказал Хаммад ибн Аби Ханифа (сын имама Абу Ханифы ан-Ну'мана, ум. 176 г.х.):

«Сказали мы этим (заблудшим) - видели ли вы Слово Аллаха: «И придет Господь и ангелы его рядами» (Сура «Фаджр» 89:21)?

Они ответили: «Что касается ангелов, то они придут рядами, а что касается Господа, то мы не знаем что это значит, и не знаем, как Он придет».

И сказал я им: «Воистину, мы не обязываем вас знанием о том, как Он придет! Однако мы обязываем вас уверовать в Его Приход! Какой ваш хукм относительно того, кто говорит, что не придут его ангелы рядами?»

Ответили они: «Кафир, посчитавший ложью (Коран)».

Сказал им я: «И точно также тот, кто отрицает, что Аллах придет – он такой же кафир, посчитавший ложью Коран!»»

См. «‘Акъидату-ссаляф уа асхаби-ль-хадис» стр. 48-49.

Суть их метода в том, что в отношении атрибутов и качеств  Аллаха признается лексическое значение слова, но не признается буквальный смысл, в отличии от метода тавиля, где слова пытаются как-то по другому истолковать. То есть говорят что не знают, что означает "вознесся над Троном" в отношении Аллаха. Это является лишением смысла этих аятов Корана. Аллах ниспослал аяты, в которых описывает и восхваляет Себя, чтобы люди могли осознать Его Величие, а эти люди говорят "мы не знаем что это значит"! Это является ужасной ошибкой, которая обессмысливает аяты об именах атрибутах Аллаха и которая открывает пути для философов, приверженцев нововведений и страстей, которые говорят "вы не знаете, но мы знаем" и начинают по-своему истолковывать эти аяты.

Пишет имам аз-Захаби в своей книге "аль-'Улюу ли-ль-'Алийи-ль-Гаффар":

"Поздние приверженцы (схоластических) теорий высказали такие изобретённые ими идеи, которые я не знаю ни от одного из тех, кто предшествовал им.

Они говорили: «Эти атрибуты нужно пропускать (в тексте) такими, какими они пришли, и не понимать их иносказательно - хотя нельзя быть убеждённым и в их буквальном смысле». Отделяясь от них, (мы утверждаем), что буквальное понимание (свойств Аллаха) означает два тезиса:

1) У них не может быть переносного толкования, на которое не имеется довода, прямо изложенного (в Коране и Сунне), как сказали праведные предшественники: «Вознесение (Аллаха над Троном) известно», и как говорили Суфьян и прочие: «Их чтение и будет их толкованием». То есть (их смысл) в языке (арабов) ясен и очевиден, и не нужно стеснять их рамками иносказательного и превратного понимания, что и было мазхабом праведных предшественников - наряду с их единогласным мнением о том, что (свойства Аллаха) не похожи на человеческие, так как Создатель не имеет Себе подобных ни в сущности, ни в атрибутах.

2) У атрибутов (Аллаха) нет того буквального смысла, который может себе представить воображение - подобно тем образам, которые возникают в рассудке при описании человека. Поистине, Всевышний Аллах - единственный и самодостаточный, и у Него нет равных. То, что Он обладает многочисленными свойствами, является истиной, но не существует ничего, равного или подобного (этим свойствам)" (стр. 251)

Спросили Язида Ибн Харуна: «Кто такие джахмиты?» Он ответил: «Кто считает, что Милостивый вознёсся на Трон не в том смысле, который сидит в сердцах большинства людей — тот джахмит» (См. «Масаиль аль-имам Ахмад» Абу Дауда, «Хальк афаль аль-ибад» аль-Бухари, 36).

Сказал аз-Захаби: «Под большинством людей подразумевается большинство общины верующих и их учёных. И относительно этого аята в их сердцах сидит то, на что указывает арабская речь вместе с убеждением в том, что у Вознёсшегося нет подобия. Это и находится в их чистом естестве и здравом разуме. А если бы у этих слов был какой-то переносный смысл, они не упустили бы его из виду и непременно сказали бы об этом. Если кто-нибудь из них истолковал бы как-то слово «Вознесение», то они устремились бы передать это, а если бы передали, то это было бы известным.
А если среди некоторых невежественных глупцов и есть такие, кто понимает Вознесение так, что это несёт за собой недостаток в Аллахе или аналогию от видимого на невидимое или от творения на Творца, то это — редкость. И того, кто скажет такое, нужно остановить и обучить. И я не думаю, что в сердце хоть одного обычного верующего есть такое понимание. Аллах знает лучше».

См. «Аль-Улюу» аз-Захаби, 157.


Сказал хафиз Ибн Раджаб (ум. 795 г.х.): «Сказал аль-Хаттаби в «Аль-а'лям»: «Мазхаб саляфов относительно текстов об атрибутах — передавать их на внешнем смысле, отрицая от них образ. А кто скажет, что в них не имеется в виду внешний смысл, то мы скажем ему, что внешний смысл бывает двух видов: внешний смысл, подобающий творениям и характерный для них, такой не имеется в виду, и внешний смысл, подобающий Обладателю Величия и Почета, он и имеется в виду. А его отрицание — та'тыль (опустошение)».
См. «Фатх аль-Бари», 5/100.


Итоги

Оба этих главных метода мутакаллимов основываются не на Коране, Сунне или словах сподвижников и саляфов, а на ложных доводах философии и логики, а также на ошибочном понимании некоторых слов саляфов, в соответствии с правилами этой философии и логики. К примеру они говорят, что понимание контекстов об атрибутах Всевышнего Аллаха, Свят Он и Возвышен, в прямом смысле ведет к уподоблению, значит контексты противоречат разуму, а они не должны противоречить ему и т.д. и т.п. Как следствие, разум ставится перед контекстами и становится главным критерием утверждения или отрицания чего-либо в отношении Всевышнего Аллаха, тогда как главным и единственным критерием этого должны быть Коран и Сунна. 


Сказал имам Малик, да смилуется над ним Аллах:

كنا عند مالك بن أنس فجاء رجل فقال: يا أبا عبد الله، {الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى }، فكيف استوى؟ قال: فأطرق مالك رأسه حتى علاه الرحضاء، ثم قال: الاستواء غير مجهول، والكيف غير معقول، والإيمان به واجب، والسؤال عنه بدعة، وما أراك إلا مبتدعا، فأمر به أن يخرج

"Мы были с Маликом бин Анасом, когда подошел человек и сказал: "О Абу Абдулла, {Милостивый вознесся над Троном}, так как же Он вознесся? Он сказал: Малик опустил голову и покрылся потом, затем он сказал: Истива (Возвышение) не является чем-то неизвестным! [т.е. это известно] "Как?" - немыслимо [спрашивать "как" и не разумно, т.к. это неизвестно и немыслимо]! Вера в это обязательна! И спрашивать об этом - это новшество, и я вижу что ты не кто иной, как нововведенец! И приказал вывести его"".

(Передано "Аль-Байхаки с достоверным иснадом в аль Асма ва аль Сифат (2:304-305 # 866), Зхаби в Сияр (7:416), и Ибн Хаджар в Фатх аль - Бари (издание 1959 года. 13:406-407; издание 1989 года. 13:501).)


Ограниченный разум людей просто не способен познать даже некоторых сотворенных вещей, не говоря уже о Всевышнем Аллахе. Так какое же мы имеем право говорить без доводов из Корана и Сунны, опираясь лишь на собственный разум, что возможно в отношении Всевышнего Аллаха, а что нет или что подобает Всевышнему Аллаху, а что нет?!  Подобные рассуждения не могут быть справедливы в отношении Всевышнего Аллаха. Он запретил говорить что-либо в Его отношении без знания:
Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете». (Коран 7:33)

Сказал Всевышний Аллах:
«Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием». (Коран 20:110)

Передают слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Размышляйте о милостях Аллаха, но не размышляйте о (самом) Аллахе». Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама» (1), Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» (8/385), и др.

В другой версии этого хадиса, которая передаётся со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Размышляйте о творении Аллаха, но не размышляйте о (самом) Аллахе!»

Когда Аллах говорит в Коране что Он Возвысился над Троном мы принимаем это как есть, в прямом смысле, но не представляем образ этого, не уподобляем возвышению творений и останавливаемся на этом, не говоря ничего от себя. И основная ошибка заблудших течений в отношении имен и атрибутов Аллаха как раз в том, что они не остановились там, где остановился Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники. Они продолжали погружаться в ненужные рассуждения, которые являются разговорами об Аллахе без знания.

Аль-Ауза'и (да смилуется над ним Аллах), сказал:
“Будь стойким в приверженности Сунны. Остановись там, где остановились люди (сподвижники и их последователи). Говори то, что говорили они, и удержись от того, от чего удержались они. Иди по пути твоих праведных предшественников. Поистине то, что было достаточно им, будет достаточным и тебе”
См Хильяту аль-Аулия. т.6. с.143.

Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сказал:
“Кто познал достоинство предшественников, тот знает, что удержались они от некоторых речей и от множества споров и препирательств, а также от разъяснения сверх необходимого, не из-за слабости, и не из-за невежества, и не из-за упущения и неспособности. А только лишь по причине набожности и страха перед Аллахом, и дабы оставить занятие бесполезным в пользу полезного. И таков их подход ко всему, о чем они говорили из основ религии и ее ответвлений, толкования Корана и разъяснения хадисов, аскетизма и речей, смягчающих сердца, мудрых изречений и наставлений. И кто пошел их путем, тот встал на правильную стезю”.
См. Байан фадль 'ильм ас-саляф 'аля 'ильм аль-халаф. с.9.

И в заключение хвала Аллаху, Господу миров, пусть же Он ведет нас по прямому пути!

Также в этом разделе


Предыдущая запись Следующая запись

Возврат к списку