С именем Аллаха, Всемилостивого, Всемилующего.
Сказал Всевышний Аллах:
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
«Милостивый вознесся над Троном» (Коран 20:5)
Относительно понимания этого аята, а также других, в которых упоминается Вознесение Аллаха над Троном, отклонившиеся от пути ахлю Сунна течения (джахмиты, муатазилиты, ашариты, матуридиты и др.) издавна сеяли свои сомнения. Между ними есть различия в убеждениях и степень их заблуждения разная, но всех их объединяет одно - они говорят, что нельзя понимать этот аят, а также те, в которых Аллах описывает Себя, в прямом смысле, так как это является уподоблением Аллаха творениям (что является заблуждением, подробнее можно узнать
здесь). На эту тему всегда было множество споров, поэтому, с дозволения Всевышнего Аллаха, постараемся внести ясность, узнаем доводы имамов ахлю Сунна и разберем самые распространенные сомнения.
Прежде всего следует знать, что доводы упомянутых течений строятся не на Коране и Сунне, а на науке, которую они называют "ильмуль калям". Калям – это религиозно-философское воззрение (так называемая "исламская философия", которая сформировалась на основе трудов античных философов), представители которого уделяют особое внимание изучению философии, строят свои воззрения относительно Творца и Его и присущих Ему качеств на логических аргументах и отдают им предпочтение перед священными текстами Корана и Сунны, так как считают, что все противоречащее разуму (по их мнению) не может быть доводом. Сторонники или приверженцы каляма (ахлюль-калям, мутакаллимы) – это те, кто в вопросах основ религии начали использовать философию, вынося суждения на основании логики в отношении шариатских текстов и качеств Аллаха Всевышнего. Подробнее о каляме можно узнать
здесь.
В отношении Вознесения Аллаха над Троном у приверженцев каляма сформировались два основных, противоречащих Корану и Сунне, принципа:
1. Истолкование слова истава вопреки явному смыслу.
Они называют это тауилем (истолкованием, отводом от явного смысла) и в довод приводят то, что у слова истава много значений и что в Коране у него разные смыслы. Однако их ошибка в том, что при этом они не учитывают контекст аятов и правила арабского языка.
Важно то, что значение этого слова зависит от контекста. В арабском языке у слова اسْتَوَى [истава] несколько значений, например в Коране оно применяется в следующих значениях:
В Суре "Худ", аяте 44 сказано:
وَاسْتَوَتْ عَلَى الجُودِيِّ
«[ковчег Пророка Нуха, мир ему]
"ва става" (остановился, утвердился) на горе Аль-Джуди»
В Суре "Аль-Фатх", аяте 29 сказано:
فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوَىٰ عَلَى سُوقِهِ
«растение (росток)
"фа става" (выпрямился выровнялся)»
В Суре "Аль-Касас", аяте 14 сказано:
وَلَمَّا بَلَغَ أَشُدَّهُ وَاسْتَوَى
«И когда он [Пророк Муса, мир ему]
"ва става" (достиг зрелости, созрел, вырос)».
В Суре "Та Ха", аяте 5 сказано:
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
«Милостивый
"истава" (вознесся) над Троном»
В контексте аятов Корана, в которых говорится конкретно о Вознесении Аллаха над Троном, слово "истава" может иметь 3 смысла: возвысился/вознесся (عَلا['аля]), поднялся (إرتفاع [иртафа'а]) и утвердился (إستقر [истакъарра]), как передано это от имамов:
Табиин Муджахид (ум. 102 г.) сказал:
وَقَالَ مُجاهِد ( اسْتَوَى ) عَلا عَلَى الْعَرْش
«“Истиуа” (смысл): Возвысился “аля” над Троном».
См. «Сахих аль-Бухари» 7418, «Китаб ат-Таухид», раздел: «и Его Трон был над водой» (стр. 1554, издание «Дар ас-Салям»)
Сказал Бишр ибн ‘Умар аз-Захрани (ум. 207 г.), да смилуется над ним Аллах:
: سمعت غير واحد من المفسرين يقول :{الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى}: ارتفع
«Я слышал слова [множества] толкователей [Корана], о том, что “Милостивый вознесся над Троном” (20:5), [означает] возвысился (“иртафа’а”)».
(Передал Исхак ибн Рахауейх в «Муснаде», как об этом говорится в «Итхаф аль-Махара», 1/186, и «аль-Маталиб аль-‘Алия», 12/570. Иснад достоверный. Также ее передает аль-Лялякаи в «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/396, с достоверной цепочкой до Исхака)
Известный языковед Абу аль-‘Аббас ас-Са’ляб (ум. 291 г.) сказал:
{استوى على العرش}: علا
«“Милостивый вознесся над Троном” – возвысился над (“аля”)».
(См. «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/399. Иснад достоверный)
Имам маликитов Абу ‘Умар ат-Таламанки, да смилуется над ним Аллах, сказал:
وقال عبد الله بن المبارك ومن تابعه من أهل العلم -وهم كثير- إن معنى استوى على العرش استقر وهو قول القتبي
«Сказал ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак и множество ученых кто последовали за ним – “аль-Истиуа” на Троне, смысл этого – “истакарра” (утвердился), и это слово Ибн Кутейбы».
(См. «Шарх хадис ан-Нузуль», стр. 390)
Имам ат-Табари сказал: «Его слова “затем вознесся (истава) на Трон”, т.е. Всевышний говорит: Милостивый над Своим Троном возвысился».
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
الطبري: وَقَوْلُهُ {الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى} يَقُولُ تَعَالَى ذِكْرُهُ: الرَّحْمَنُ عَلَى عَرْشِهِ ارْتَفَعَ وَعَلَا هـ
См. «Тафсир ат-Табари», 16/11
Был спрошен имам Абу Зур'а ар-Рази (ум. 264 г.х.) о тафсире аята "Милостивый утвердился над Троном", и он ответил: "Его тафсир – читать его, как он пришёл. Аллах над Троном, а его знание везде. И кто сказал что-то другое – да проклянёт его Аллах!"
سئل عن تفسير قوله: (الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى فقال: تفسيره كما يقرأ، هو على العرش، وعلمه في كل مكان، ومن قال غير هذا فعليه لعنة الله
Источник: "Маджму аль-фатауа", 5/50
Сказал имам аль-Хумейди* (ум. 219 г.х.)(رحمه الله):
و نقول: ﴿الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى﴾[ طه: ٥] و من زعم غير هزا فهو معطل جهمي
“Мы говорим: «Милостивый вознесся над Троном» (Та Ха, 5). А кто утверждает нечто иное, является му’аттилем** - джахмитом!”
(*Сказал имам аль Бухари: «Аль-Хумейди – имам в хадисе»
Сказал о нём имам Ахмад: «Аль Хумейди для нас – имам!»
**Му’аттиль - отрицающий и аннулирующий атрибуты Всевышнего Аллаха).
См. «Усулю-с-Сунна», [1/42].
Сказал ибн 'Абд иль-Барр аль-Малики (368-463 г.х.) :
قال أبو عمر: الاستواء الاستقرار في العلو
«Аль-истива — это утверждение в возвышенности!».
Источник: «ат-Тамхид» 7/121.
Передал ад-Даракутни от Исхака аль-Казий, что он сказал:
«Я слышал как Абу аль-Аббас ас-Са’ляб говорил о словах Аллаха «Вознесся на Трон»: «То есть возвысился (на Трон), и это то, что мы знаем из речи арабов»
Передал аль-Лялякаи в книге «Шарх усуль аль-И’тикод», 3/399.
Следовательно смысл аята будет таким:
«Милостивый вознесся (возвысился или утвердился) над Троном».
Потому что согласно правилам арабского языка, когда к глаголу اسْتَوَى [истава] добавляется частица عَلَى ['аля] (на, над) - из значений остаётся "поднялся на это", "стал выше этого", "возвысился/вознёсся над этим".
И сказал по этому поводу имам Ибн Аль-Каййим, да помилует его Аллах:
«Подобно этому слово пытающегося запутать людей джахмита: «Если уподобленец тебе скажет: «Милостивый вознесся над Троном» (Та Ха, 5) – то скажи ему: «У слова «Аль-Арш» есть много значений, и у слова Истава 5 значений, так какое же именно здесь имеется ввиду и почему? И уподобленец засомневается и будет не знать что сказать»
Будет отвечено этому невежде (джахилю): горе тебе! В чем грех единобожника (муваххида), которого ты и твоя компания называете уподобленцем (мушаббиха) – когда он тебе сказал лишь то, что сказал Аллах?
Клянусь Аллахом, даже если было бы все так, как ты говоришь – он был бы ближе к Аллаху и Его Посланнику чем ты, ведь он никуда не ушёл от шариатского текста.
В опровержение тебе будет сказано – что касается твоих слов: «У слова «Аль-Арш» (Трон) – семь значений и тому подобное, а у Истава 5 значений» - то это твоя попытка запутать невежд, и явная ложь!
Ведь когда слово Арш (Трон) приходит о том, на что вознесся и утвердился Милостивый – Трон Милостивого – у него только одно значение – даже если у этого слова в общем в языке будет несколько значений. Ведь артикль «аль» перед словом Арш здесь использован, чтобы указать на конкретный понятный слышащему Трон, и поэтому смысл стал ясен – что это Трон Господа, Свят Он и Велик, который является его Царственным Ложем – вокруг которого единогласны все Посланники, и который признавали все народы кроме тех кто вообще в основе отверг Посланников.
А твои слова: «У слова истава есть много значений» - еще одна попытка ввести в заблуждение и запутать!
Ведь когда к глаголу истава добавляется частица «аля» (на) - то у этого есть лишь один смысл!
Что же касается «истава» в общем, без этой частицы – то у него действительно есть много смыслов, ведь арабы говорят например: «истава такое-то явление» - то есть закончилось и стало полным. Сюда например относятся слова Аллаха: «Когда он достиг зрелого возраста (истава), Мы даровали ему власть и знание» (28:14)
Также, это слово может со смыслом «сравнялся». Как говорят: «Истава вода и дерево» - то есть сравнялись, или «истава ночь и день» - то есть стали равны.
И также оно когда приходит с частицей «иля» (к) – то значит обернулся и устремился к нему вверх, как например говорится: «истава к крыше и горе» - обернулся и устремился к крыше и горе.
Когда же это слово приходит с частицей «аля» (на) что-то – то это значит возвысился на это (над этим) и стал выше этого, и арабы не знают ничего другого.
Поэтому, слово «истава» когда приходит в контексте этого аята «Милостивый истава на Троне» – является прямым текстом, у которого нет даже отдаленной вероятности другого понимания – точно также, как в аяте : «Когда он достиг зрелого возраста (истава), Мы даровали ему власть и знание» (28:14) – это слово является прямым текстом, у которого нет даже отдаленной вероятности другого понимания, точно также как оно в словах арабов: «Истава (сравнялись) день и ночь» - является прямым текстом, у которого нет даже отдаленной вероятности другого понимания!»
См. "Мухтасар ас-Саваик аль-Мурсаля аля аль Джахмия аль Муаттыля", 1/44-45
И мутакаллимы не согласны со значением слова "вознесся", говоря, что здесь имеется виду власть, т.е. что Аллах взял на себя власть над Троном или властвует Троном. В частности они заменяют смысл слова اسْتَوَى [истава] смыслом слова ﺍﺳﺘﻮﻟﻰ [истауля] - овладеть, захватить, властвовать, достичь цели.
Ответом им будет то, что это является явным искажением (тахриф) слов и контекста аята, т.к. смысл слова اسْتَوَى [истава] меняется даже не на одно из его используемых значений, а на смысл совсем другого слова, что не имеет примеров в Коране и обоснования в арабском языке.
Сказал Всевышний Аллах:
اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ مَا لَكُم مِّن دُونِهِ مِن وَلِيٍّ وَلَا شَفِيعٍ أَفَلَا تَتَذَكَّرُونَ
Аллах — Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознесся над Троном. Нет для вас, помимо Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели вы не помяните назидание? Коран 32:4
Ведь если в аяте смысл слова "вознесся" поменять на "властвует", то это означало бы, что Аллах не владел/властвовал Троном, а завладел/стал властвовать им только после сотворения небес и земли! Да убережет Аллах от подобной ереси!
Передается от известнейшего знатока арабского языка из Куфы, Абу АбдуЛлаха, Мухаммада ибн Зияда, известного как Ибн аль-А’раби, родившегося в 150 г. и умершего в 231 г.:
«Однажды его спросил один человек: “Какой смысл Слов Аллаха: “Милостивый Вознесся (истауа) над Троном”. Ибн аль-А’раби ответил: “Он над Троном, как об этом и оповестил нас”. Тут мужчина возразил: “О Абу АбдуЛлах, ведь смысл этого есть – овладел”. Ибн аль-Араби прервал его словами: “Замолчи! Не говорят ни на что "овладел" (истауля) чем-то, кроме как если этому предшествовало противоположное, а когда одно побеждает другое, тогда говорят - овладел”».
Аль-Лялякаи в "Шарх усуль аль-И'тикад", 666 и Ибн Кудама в "Исбат сыфатуль-'улю" 1/11
Имам Ибн аль-Музаффар в «аль-Ифсах» передал, что когда имама языковеда аль-Халиля ибн Ахмада спросили: «Находишь ли ты в арабском языке слово «истауа» со значением «истауля»? Он ответил: “Такого не знают арабы, и это не дозволено в нашем языке!”
И в качестве довода мутакаллимы не нашли ничего лучше, чем стихи поэта-христианина аль-Ахталя, который при описании захвата Бишром Ирака употребил слово «истауа». Хафиз Ибн Касир сказал об этом: “Этим стихом аргументируются джахмиты, придавая слову «истауа» значение «истауля». Это является подменой значения. И нет в стихе этого поэта-христианина никакого довода и доказательств на это! И Всевышний Аллах Своим вознесением на Трон – не желал захвата Трона! И что может быть слабее, чем доказательства джахмитов, что их крах побудил их взять в качестве довода стих этого скверного христианина!” См. “аль-Бидая уа-ннихая” 9/295.
Имам Абу Хасан Аль-Аш’ари, да помилует Его Аллах, в своей книги «Рисаляту иля ахли-с-сагр», стр. 177 cказал:
//И не означает Его «Истива» (Возвышение) – «Истиля» (овладение), как это сказали «Ахлу-ль-кадар» (кадариты), потому что Он, Велик Он и Могуществен, никогда не переставал владеть абсолютно всем//
Сказал Шейх Муртаза ‘Али Ад-Дагистани, да помилует его Аллах, комментируя эти слова Аль-Аш‘ари, в своей книги «Итхафу-ль-башар бишархи-р-рисалати иля ахли-с-сагр», стр. 177:
«Джахмиты, не нашли никакого далиля (доказательства) на это свое заявление в шари’атских текстах, как и не нашли его в доказательствах разума, будь оно хоть более слабым, чем паутина паука. Наилучшее, что они имеют в качестве доказательства – это стих неверующего (кафира), достойного их, – нет в этом никакого указания!» Сказал Хафиз (Ибн Хаджар Аль-‘Аскалани) в «Фатху-ль-Бари» том 13, стр. 416:
«Сказали му’тазилиты: “Смысл Аль-истива (Вознесения) - аль-истиля (овладение) могуществом и силой” Они использовали в качестве довода слова поэта:
“Овладел (истава) Бишр ‘Ираком
Не прибегая к мечу и пролитию крови”
Сказал Ибн Аль-’Араби: “Ибн Аби Дауд хотел, чтоб я нашел ему в арабском языке «Милостивый вознесся на ‘Арш» со смыслом «истиля» – «овладел», я ответил ему: «Клянусь Аллахом, я такого не встречал»”»
Сказал Хафиз Ибн Касир, да помилует его Аллах, в своей книге «Аль-бидайату ва-н-нихайату» том 9, стр. 262:
«Ахталь был из новообращенных арабских христиан, да погубит его Аллах и сделает далеким место его пребывание. Это он спел касиду, в которой сказал:
… Овладел (истава) Бишр ‘Ираком…
Этот бейт, джахмиты приводят в доказательство на то, что Аль-истива на ‘Арш идет в смысле “аль-истиля” (овладел) – это ничто иное как искажение слов от их истинного смысла. Нет на это в бейте этого христианина какого-либо довода, или доказательства. Аллах не имел ввиду под Своим вознесением на ‘Арш – овладение им (аль-истиля), пречист Аллах от слов джахмитов! Ведь, поистине, говорят: “Истава что-то” [в смысле овладел], когда до этого, это находилось в непослушании ему, до момента как он овладел этим, как это в примере Бишра, который овладел Ираком и покорил эту страну, после того, как она находилась в неподчинении ему. А ’Арш Господа, не на один вдох не был неподчиненным ему, чтоб можно было, что Он овладел ‘Аршем, или что смысл «Аль-истива» – «аль-истиля» (овладение). У джахмитов не было даже самого слабого довода на это, поэтому это их банкротство привело их к бейту порочного христианина, а ведь нет в этом никакого довода!»
Какая же большая разница между тем, кто использует в качестве довода в акыде Речь Аллаха и тем, кто использует в качестве довода слова кафира! Сказал Шейх Абу Хасан Аль-Аш’ари, да помилует его Аллах, в книгах «Аль-ибана» стр. 98, «Аль-макалят» стр. 158:
«Сказали му’тазилиты, джамиты и харуриты (т.е. хавариджи): “Поистине слова Всевышнего: “Милостивый истава на ‘Арш” означают, что Он овладел, подчинил и стал хозяином, и что Аллах везде” Они отвергли то, что Аллах, Велик Он и Могуществен, над Своим ‘Аршем, как это сказали люди истины, они же (му’тазилиты, джамиты и харуриты) посчитали, что «Аль-истива» – это могущество (власть)».
Тоже самое передал от му’тазилитов Аль-Багави в «Ма’алими-т-танзиль», том 2, стр. 197 и Ибн Хаджар в «Фатху-ль-Бари», том 13, стр. 416. Сказал Имам Имамов Ибн Хузайма в своей книге «Ат-таухид», том 1, стр. 133:
«Мы верим в сообщение Аллаха, что наш Творец над Своим ‘Аршем возвышен, мы не меняем слова Аллаха и не говорим слова, кроме тех, которые нам сказали, как это сказали му’аттыля-джахмиты: “Поистине, истава на Его ‘Арш – не возвышение” Они изменили слова, которые им были сказаны [Аллахом и Его Посланником], уподобляясь поступку иудеев, когда им была сказано, скажите: “Хитта (прости)”, они сказали: “Хинта (пшеница)”, противореча повелению Великого и Всемогущего Аллаха, так же поступили и джахмиты»:
Уже стали очевидны доказательства из Корана, сунны и иджмы сподвижников, на возвышение Всеблагого и Всевышнего Аллаха над Своим ‘Аршем, как это подобает Ему, без уподобления творениям, без задавания вопроса «как?» [или без придавании формы] и без отрицания. Первый же, кто стал отрицать это и перерастолковал как «овладение» – это Джа’д ибн Дирхам, который казнен за свое заблуждение Халидом ибн ‘АбдулЛах Аль-Касри, в 124 году по хиджре, он первый, кто начал обсуждать сифаты и отрицать их. Вахб ибн Мунаббих заметил его первые отклонения в том, что он много задавал вопросов о сифатах и сказал ему: “Горе тебя, о Джа’д, умерь свои вопросы об этом, я думаю, что ты из погибших! Если бы Всевышний нам не поведал, что у Него есть «Йад» (Рука) – мы бы не говорили это и о том, что у Него есть ‘Айн (Глаз) – мы бы не говорили это.” Он упомянул такие сифаты как ‘Ильм (Знание), Калям (Речь) и другие. Это скверное заблуждение от него (Джа’да) взял подобный ему Джахм ибн Сафван (128 г\х) и начал говорить о нем открыто, поэтому идеологию джахмитов относят именно к нему. (Аль-бидайату ва-н-нихайа, том 9, стр. 450; Маджму’у-ль-фатава, том 9, стр. 20)»
2. Лишение слова истава какого-либо смысла.
Они называют это тафуидом (что в арабском языке означает препоручение дела кому-то, оставлять это дело за кем-то), то есть в данном случае они говорят, что смысл слова "истава" знает только Аллах. Однако по сути это та'тыль, то есть отвергание/лишение смысла аятов Корана. Тафуид саляфов - подтверждение слова и его значения, но отвергание образа. А тафуид философов (мутакаллимов) - это подтверждение слова, но отвергание его значения и отвергание образа. Они говорят: "Мы не знаем что значит истава". Как же похожи их слова на слова тех заблудших, что были до них!
Передал имам Абу ‘Усман Исма’иль ибн ‘Абдур-Рахман ас-Сабуни с достоверным иснадом от Мухаммада Ибн Хасана аш-Шайбани, что тот сказал: «Сказал Хаммад ибн Аби Ханифа (сын имама Абу Ханифы ан-Ну'мана, ум. 176 г.х.):
«Сказали мы этим (заблудшим) - видели ли вы Слово Аллаха: «И придет Господь и ангелы его рядами» (Сура «Фаджр» 89:21)?
Они ответили: «Что касается ангелов, то они придут рядами, а что касается Господа, то мы не знаем что это значит, и не знаем, как Он придет».
И сказал я им: «Воистину, мы не обязываем вас знанием о том, как Он придет! Однако мы обязываем вас уверовать в Его Приход! Какой ваш хукм относительно того, кто говорит, что не придут его ангелы рядами?»
Ответили они: «Кафир, посчитавший ложью (Коран)».
Сказал им я: «И точно также тот, кто отрицает, что Аллах придет – он такой же кафир, посчитавший ложью Коран!»»
См. «‘Акъидату-ссаляф уа асхаби-ль-хадис» стр. 48-49.
Суть их метода в том, что в отношении атрибутов и качеств Аллаха признается лексическое значение слова, но не признается буквальный смысл, в отличии от метода тавиля, где слова пытаются как-то по другому истолковать. То есть говорят что не знают, что означает "вознесся над Троном" в отношении Аллаха. Это является лишением смысла этих аятов Корана. Аллах ниспослал аяты, в которых описывает и восхваляет Себя, чтобы люди могли осознать Его Величие, а эти люди говорят "мы не знаем что это значит"! Это является ужасной ошибкой, которая обессмысливает аяты об именах атрибутах Аллаха и которая открывает пути для философов, приверженцев нововведений и страстей, которые говорят "вы не знаете, но мы знаем" и начинают по-своему истолковывать эти аяты.
Этот метод основывается не на Коране, Сунне или словах сподвижников и саляфов, а на ложных доводах философии и логики, а также на ошибочном понимании некоторых слов саляфов, в соответствии с правилами этой философии и логики. К примеру они говорят, что понимание контекстов об атрибутах Всевышнего Аллаха, Свят Он и Возвышен, в прямом смысле ведет к уподоблению, значит контексты противоречат разуму, а они не должны противоречить ему и т.д. и т.п. Как следствие, разум ставится перед контекстами и становится главным критерием утверждения или отрицания чего-либо в отношении Всевышнего Аллаха, тогда как главным и единственным критерием этого должны быть Коран и Сунна.
Также ограниченный разум людей просто не способен познать даже некоторых сотворенных вещей, не говоря уже о Всевышнем Аллахе. Так какое же мы имеем право говорить без доводов из Корана и Сунны, опираясь лишь на собственный разум, что возможно в отношении Всевышнего Аллаха, а что нет или что подобает Всевышнему Аллаху, а что нет?! Подобные рассуждения не могут быть справедливы в отношении Всевышнего Аллаха. Он запретил говорить что-либо в Его отношении без знания:
Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете». (Коран 7:33)
Сказал Всевышний Аллах:
«Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием». (Коран 20:110)
Передают слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Размышляйте о милостях Аллаха, но не размышляйте о (самом) Аллахе». Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама» (1), Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» (8/385), и др.
В другой версии этого хадиса, которая передаётся со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Размышляйте о творении Аллаха, но не размышляйте о (самом) Аллахе!»
Когда Аллах говорит в Коране что Он Возвысился над Троном мы принимаем это как есть, в прямом смысле, но не представляем образ этого, не уподобляем возвышению творений и останавливаемся на этом, не говоря ничего от себя.
Основная ошибка заблудших течений в отношении имен и атрибутов Аллаха как раз в том, что они не остановились там, где остановился Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники. Они продолжали погружаться в ненужные рассуждения, которые являются разговорами об Аллахе без знания.
Аль-Ауза'и (да смилуется над ним Аллах), сказал:
“Будь стойким в приверженности Сунны. Остановись там, где остановились люди (сподвижники и их последователи). Говори то, что говорили они, и удержись от того, от чего удержались они. Иди по пути твоих праведных предшественников. Поистине то, что было достаточно им, будет достаточным и тебе”
См Хильяту аль-Аулия. т.6. с.143.
Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сказал:
“Кто познал достоинство предшественников, тот знает, что удержались они от некоторых речей и от множества споров и препирательств, а также от разъяснения сверх необходимого, не из-за слабости, и не из-за невежества, и не из-за упущения и неспособности. А только лишь по причине набожности и страха перед Аллахом, и дабы оставить занятие бесполезным в пользу полезного. И таков их подход ко всему, о чем они говорили из основ религии и ее ответвлений, толкования Корана и разъяснения хадисов, аскетизма и речей, смягчающих сердца, мудрых изречений и наставлений. И кто пошел их путем, тот встал на правильную стезю”.
См. Байан фадль 'ильм ас-саляф 'аля 'ильм аль-халаф. с.9.
И в заключение хвала Аллаху, Господу миров, пусть же Он ведет нас по прямому пути!