Что означает слово истава?
Сказал Всевышний Аллах:
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
«Милостивый вознесся над Троном» (Коран 20:5)
Относительно понимания этого аята, а также других, в которых упоминается Вознесение Аллаха над Троном, отклонившиеся от пути ахлю Сунна течения (джахмиты, муатазилиты, ашариты, матуридиты и др.) издавна сеяли свои сомнения. Между ними есть различия в убеждениях и степень их заблуждения разная, но всех их объединяет одно - они говорят, что нельзя понимать этот аят, а также те, в которых Аллах описывает Себя, в прямом смысле, так как это является уподоблением Аллаха творениям (что является заблуждением, подробнее можно узнать здесь). На эту тему всегда было множество споров, поэтому, с дозволения Всевышнего Аллаха, постараемся внести ясность, узнаем доводы имамов ахлю Сунна и разберем самые распространенные сомнения.
Прежде всего следует знать, что доводы упомянутых течений строятся не на Коране и Сунне, а на науке, которую они называют "ильмуль калям". Калям – это религиозно-философское воззрение (так называемая "исламская философия", которая сформировалась на основе трудов античных философов), представители которого уделяют особое внимание изучению философии, строят свои воззрения относительно Творца и Его и присущих Ему качеств на логических аргументах и отдают им предпочтение перед священными текстами Корана и Сунны, так как считают, что все противоречащее разуму (по их мнению) не может быть доводом. Сторонники или приверженцы каляма (ахлюль-калям, мутакаллимы) – это те, кто в вопросах основ религии начали использовать философию, вынося суждения на основании логики в отношении шариатских текстов и качеств Аллаха Всевышнего. Подробнее о каляме можно узнать здесь.
Согласно словам мутакаллимов, нельзя понимать в буквальном смысле слова Аллаха, что Он "вознесся", "возвысился" или "утвердился" над Троном. Они считают это заблуждением, а некоторые даже неверием (куфром). И поэтому они отвергают внешний смысл под предлогом "отведения Аллаха от всего неподобающего" (танзих). Однако, не может быть такого, чтобы прямой смысл аятов Корана, где Всевышний Аллах описывает и восхваляет Себя, указывал на недостаток и уж тем более был бы ложным, означающим заблуждение или неверие, иначе это обязательно было бы разъяснено людям Аллахом или его Посланником, мир ему и благословение Аллаха. И известно, что имамы ахлю Сунна опирались на буквальное понимание.
Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал: “Коран понимается на основе его внешнего смысла до тех пор, пока довод самого Корана, или довод Сунны, или единогласное мнение (иджма’) не будет указывать на то, что брать следует скрытый (неочевидный) смысл, а не внешний”. См. “ар-Рисаля” 1727.
Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал: “Хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха) нельзя относить к скрытому (неочевидному) смыслу, как и конкретизировать его, кроме как на основании другого хадиса от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а не кого-либо иного”. См. “аль-Умм” 4/132.
В отношении Вознесения Аллаха над Троном у приверженцев каляма сформировались два основных, противоречащих Корану и Сунне, принципа:1. Истолкование слова истава вопреки явному смыслу.
Они называют это тауилем (истолкованием, отводом от явного смысла) и в довод приводят то, что у слова истава много значений и что в Коране у него разные смыслы. Однако их ошибка в том, что при этом они не учитывают контекст аятов и правила арабского языка.
Важно то, что значение этого слова зависит от контекста. В арабском языке у слова اسْتَوَى [истава] несколько значений, например в Коране оно применяется в следующих значениях:
В Суре "Худ", аяте 44 сказано:
وَاسْتَوَتْ عَلَى الجُودِيِّ
«[ковчег Пророка Нуха, мир ему] "ва става" (остановился, утвердился) на горе Аль-Джуди»
В Суре "Аль-Фатх", аяте 29 сказано:
فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوَىٰ عَلَى سُوقِهِ
«растение (росток) "фа става" (выпрямился выровнялся)»
В Суре "Аль-Касас", аяте 14 сказано:
وَلَمَّا بَلَغَ أَشُدَّهُ وَاسْتَوَى
«И когда он [Пророк Муса, мир ему] "ва става" (достиг зрелости, созрел, вырос)».
В Суре "Та Ха", аяте 5 сказано:
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
«Милостивый "истава" (вознесся) над Троном»
В контексте аятов Корана, в которых говорится конкретно о Вознесении Аллаха над Троном, слово "истава" может иметь 3 смысла: возвысился/вознесся (عَلا['аля]), поднялся (إرتفاع [иртафа'а]) и утвердился (إستقر [истакъарра]), как передано это от имамов:
Табиин Муджахид (ум. 102 г.) сказал:
وَقَالَ مُجاهِد ( اسْتَوَى ) عَلا عَلَى الْعَرْش
«“Истиуа” (смысл): Возвысился “аля” над Троном».
См. «Сахих аль-Бухари» 7418, «Китаб ат-Таухид», раздел: «и Его Трон был над водой» (стр. 1554, издание «Дар ас-Салям»)
Сказал Бишр ибн ‘Умар аз-Захрани (ум. 207 г.), да смилуется над ним Аллах:
: سمعت غير واحد من المفسرين يقول :{الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى}: ارتفع
«Я слышал слова [множества] толкователей [Корана], о том, что “Милостивый вознесся над Троном” (20:5), [означает] возвысился (“иртафа’а”)».
(Передал Исхак ибн Рахауейх в «Муснаде», как об этом говорится в «Итхаф аль-Махара», 1/186, и «аль-Маталиб аль-‘Алия», 12/570. Иснад достоверный. Также ее передает аль-Лялякаи в «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/396, с достоверной цепочкой до Исхака)
Известный языковед Абу аль-‘Аббас ас-Са’ляб (ум. 291 г.) сказал:
{استوى على العرش}: علا
«“Милостивый вознесся над Троном” – возвысился над (“аля”)».
(См. «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/399. Иснад достоверный)
Имам маликитов Абу ‘Умар ат-Таламанки, да смилуется над ним Аллах, сказал:
وقال عبد الله بن المبارك ومن تابعه من أهل العلم -وهم كثير- إن معنى استوى على العرش استقر وهو قول القتبي
«Сказал ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак и множество ученых кто последовали за ним – “аль-Истиуа” на Троне, смысл этого – “истакарра” (утвердился), и это слово Ибн Кутейбы».
(См. «Шарх хадис ан-Нузуль», стр. 390)
Имам ат-Табари сказал:
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
الطبري: وَقَوْلُهُ {الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى} يَقُولُ تَعَالَى ذِكْرُهُ: الرَّحْمَنُ عَلَى عَرْشِهِ ارْتَفَعَ وَعَلَا هـ
«Его слова “затем вознесся (истава) на Трон”, т.е. Всевышний говорит: Милостивый над Своим Троном возвысился».
См. «Тафсир ат-Табари», 16/11
Был спрошен имам Абу Зур'а ар-Рази (ум. 264 г.х.) о тафсире аята "Милостивый утвердился над Троном", и он ответил:
سئل عن تفسير قوله: (الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى فقال: تفسيره كما يقرأ، هو على العرش، وعلمه في كل مكان، ومن قال غير هذا فعليه لعنة الله
"Его тафсир – читать его, как он пришёл. Аллах над Троном, а его знание везде. И кто сказал что-то другое – да проклянёт его Аллах!"
Источник: "Маджму аль-фатауа", 5/50
Сказал имам аль-Хумейди* (ум. 219 г.х.)(رحمه الله):
و نقول: ﴿الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى﴾[ طه: ٥] و من زعم غير هزا فهو معطل جهمي
“Мы говорим: «Милостивый вознесся над Троном» (Та Ха, 5). А кто утверждает нечто иное, является му’аттилем** - джахмитом!”
(*Сказал имам аль Бухари: «Аль-Хумейди – имам в хадисе»
Сказал о нём имам Ахмад: «Аль Хумейди для нас – имам!»
**Му’аттиль - отрицающий и аннулирующий атрибуты Всевышнего Аллаха).
См. «Усулю-с-Сунна», [1/42].
Сказал ибн 'Абд иль-Барр аль-Малики (368-463 г.х.) :
قال أبو عمر: الاستواء الاستقرار في العلو
«Аль-истива — это утверждение в возвышенности!».
Источник: «ат-Тамхид» 7/121.
Передал ад-Даракутни от Исхака аль-Казий, что он сказал:
«Я слышал как Абу аль-Аббас ас-Са’ляб говорил о словах Аллаха «Вознесся на Трон»: «То есть возвысился (на Трон), и это то, что мы знаем из речи арабов»
Передал аль-Лялякаи в книге «Шарх усуль аль-И’тикод», 3/399.
Исходя из всего этого, смысл аята будет таким:
«Милостивый вознесся (возвысился или утвердился) над Троном».
И сказал по этому поводу имам Ибн Аль-Каййим, да помилует его Аллах:
«Подобно этому слово пытающегося запутать людей джахмита: «Если уподобленец тебе скажет: «Милостивый вознесся над Троном» (Та Ха, 5) – то скажи ему: «У слова «Аль-Арш» есть много значений, и у слова Истава 5 значений, так какое же именно здесь имеется ввиду и почему? И уподобленец засомневается и будет не знать что сказать»
Будет отвечено этому невежде (джахилю): горе тебе! В чем грех единобожника (муваххида), которого ты и твоя компания называете уподобленцем (мушаббиха) – когда он тебе сказал лишь то, что сказал Аллах?
Клянусь Аллахом, даже если было бы все так, как ты говоришь – он был бы ближе к Аллаху и Его Посланнику чем ты, ведь он никуда не ушёл от шариатского текста.
В опровержение тебе будет сказано – что касается твоих слов: «У слова «Аль-Арш» (Трон) – семь значений и тому подобное, а у Истава 5 значений» - то это твоя попытка запутать невежд, и явная ложь!
Ведь когда слово Арш (Трон) приходит о том, на что вознесся и утвердился Милостивый – Трон Милостивого – у него только одно значение – даже если у этого слова в общем в языке будет несколько значений. Ведь артикль «аль» перед словом Арш здесь использован, чтобы указать на конкретный понятный слышащему Трон, и поэтому смысл стал ясен – что это Трон Господа, Свят Он и Велик, который является его Царственным Ложем – вокруг которого единогласны все Посланники, и который признавали все народы кроме тех кто вообще в основе отверг Посланников.
А твои слова: «У слова истава есть много значений» - еще одна попытка ввести в заблуждение и запутать!
Ведь когда к глаголу истава добавляется частица «аля» (на) - то у этого есть лишь один смысл!
Что же касается «истава» в общем, без этой частицы – то у него действительно есть много смыслов, ведь арабы говорят например: «истава такое-то явление» - то есть закончилось и стало полным. Сюда например относятся слова Аллаха: «Когда он достиг зрелого возраста (истава), Мы даровали ему власть и знание» (28:14)
Также, это слово может со смыслом «сравнялся». Как говорят: «Истава вода и дерево» - то есть сравнялись, или «истава ночь и день» - то есть стали равны.
И также оно когда приходит с частицей «иля» (к) – то значит обернулся и устремился к нему вверх, как например говорится: «истава к крыше и горе» - обернулся и устремился к крыше и горе.
Когда же это слово приходит с частицей «аля» (на) что-то – то это значит возвысился на это (над этим) и стал выше этого, и арабы не знают ничего другого.
Поэтому, слово «истава» когда приходит в контексте этого аята «Милостивый истава на Троне» – является прямым текстом, у которого нет даже отдаленной вероятности другого понимания – точно также, как в аяте : «Когда он достиг зрелого возраста (истава), Мы даровали ему власть и знание» (28:14) – это слово является прямым текстом, у которого нет даже отдаленной вероятности другого понимания, точно также как оно в словах арабов: «Истава (сравнялись) день и ночь» - является прямым текстом, у которого нет даже отдаленной вероятности другого понимания!»
См. "Мухтасар ас-Саваик аль-Мурсаля аля аль Джахмия аль Муаттыля", 1/44-45
И мутакаллимы не согласны со значением слова "вознесся", говоря, что здесь имеется виду власть, т.е. что Аллах взял на себя власть над Троном или властвует Троном. В частности они заменяют смысл слова اسْتَوَى [истава] смыслом слова ﺍﺳﺘﻮﻟﻰ [истауля] - овладеть, захватить, властвовать, достичь цели.
Ответом им будет то, что это является явным искажением (тахриф) слов и контекста аята, т.к. смысл слова اسْتَوَى [истава] меняется даже не на одно из его используемых значений, а на смысл совсем другого слова, что не имеет примеров в Коране и обоснования в арабском языке.
Сказал Всевышний Аллах:
اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ مَا لَكُم مِّن دُونِهِ مِن وَلِيٍّ وَلَا شَفِيعٍ أَفَلَا تَتَذَكَّرُونَ
Ведь если в аяте смысл слова "вознесся" поменять на "властвует", то это означало бы, что Аллах не владел/властвовал Троном, а завладел/стал властвовать им только после сотворения небес и земли! Да убережет Аллах от подобной ереси!
Передается от известнейшего знатока арабского языка из Куфы, Абу АбдуЛлаха, Мухаммада ибн Зияда, известного как Ибн аль-А’раби, родившегося в 150 г. и умершего в 231 г.:
«Однажды его спросил один человек: “Какой смысл Слов Аллаха: “Милостивый Вознесся (истауа) над Троном”. Ибн аль-А’раби ответил: “Он над Троном, как об этом и оповестил нас”. Тут мужчина возразил: “О Абу АбдуЛлах, ведь смысл этого есть – овладел”. Ибн аль-Араби прервал его словами: “Замолчи! Не говорят ни на что "овладел" (истауля) чем-то, кроме как если этому предшествовало противоположное, а когда одно побеждает другое, тогда говорят - овладел”».
Аль-Лялякаи в "Шарх усуль аль-И'тикад", 666 и Ибн Кудама в "Исбат сыфатуль-'улю" 1/11
Имам Ибн аль-Музаффар в «аль-Ифсах» передал, что когда имама языковеда аль-Халиля ибн Ахмада спросили: «Находишь ли ты в арабском языке слово «истауа» со значением «истауля»? Он ответил: “Такого не знают арабы, и это не дозволено в нашем языке!”
И в качестве довода мутакаллимы не нашли ничего лучше, чем стихи поэта-христианина аль-Ахталя, который при описании захвата Бишром Ирака употребил слово «истауа». Хафиз Ибн Касир сказал об этом: “Этим стихом аргументируются джахмиты, придавая слову «истауа» значение «истауля». Это является подменой значения. И нет в стихе этого поэта-христианина никакого довода и доказательств на это! И Всевышний Аллах Своим вознесением на Трон – не желал захвата Трона! И что может быть слабее, чем доказательства джахмитов, что их крах побудил их взять в качестве довода стих этого скверного христианина!” См. “аль-Бидая уа-ннихая” 9/295.
Аль-истива (Возвышение) — не истиля (овладение). Шейх Муртазаали Дагистани:
Имам Абу Хасан Аль-Аш’ари, да помилует Его Аллах, в своей книги «Рисаляту иля ахли-с-сагр», стр. 177 cказал:
//И не означает Его «Истива» (Возвышение) – «Истиля» (овладение), как это сказали «Ахлу-ль-кадар» (кадариты), потому что Он, Велик Он и Могуществен, никогда не переставал владеть абсолютно всем//
Сказал Шейх Муртаза ‘Али Ад-Дагистани, да помилует его Аллах, комментируя эти слова Аль-Аш‘ари, в своей книги «Итхафу-ль-башар бишархи-р-рисалати иля ахли-с-сагр», стр. 177:
«Джахмиты, не нашли никакого далиля (доказательства) на это свое заявление в шари’атских текстах, как и не нашли его в доказательствах разума, будь оно хоть более слабым, чем паутина паука. Наилучшее, что они имеют в качестве доказательства – это стих неверующего (кафира), достойного их, – нет в этом никакого указания!» Сказал Хафиз (Ибн Хаджар Аль-‘Аскалани) в «Фатху-ль-Бари» том 13, стр. 416:
«Сказали му’тазилиты: “Смысл Аль-истива (Вознесения) - аль-истиля (овладение) могуществом и силой” Они использовали в качестве довода слова поэта:
“Овладел (истава) Бишр ‘Ираком
Не прибегая к мечу и пролитию крови”
Сказал Ибн Аль-’Араби: “Ибн Аби Дауд хотел, чтоб я нашел ему в арабском языке «Милостивый вознесся на ‘Арш» со смыслом «истиля» – «овладел», я ответил ему: «Клянусь Аллахом, я такого не встречал»”»
Сказал Хафиз Ибн Касир, да помилует его Аллах, в своей книге «Аль-бидайату ва-н-нихайату» том 9, стр. 262:
«Ахталь был из новообращенных арабских христиан, да погубит его Аллах и сделает далеким место его пребывание. Это он спел касиду, в которой сказал:
… Овладел (истава) Бишр ‘Ираком…
Этот бейт, джахмиты приводят в доказательство на то, что Аль-истива на ‘Арш идет в смысле “аль-истиля” (овладел) – это ничто иное как искажение слов от их истинного смысла. Нет на это в бейте этого христианина какого-либо довода, или доказательства. Аллах не имел ввиду под Своим вознесением на ‘Арш – овладение им (аль-истиля), пречист Аллах от слов джахмитов! Ведь, поистине, говорят: “Истава что-то” [в смысле овладел], когда до этого, это находилось в непослушании ему, до момента как он овладел этим, как это в примере Бишра, который овладел Ираком и покорил эту страну, после того, как она находилась в неподчинении ему. А ’Арш Господа, не на один вдох не был неподчиненным ему, чтоб можно было, что Он овладел ‘Аршем, или что смысл «Аль-истива» – «аль-истиля» (овладение). У джахмитов не было даже самого слабого довода на это, поэтому это их банкротство привело их к бейту порочного христианина, а ведь нет в этом никакого довода!»
Какая же большая разница между тем, кто использует в качестве довода в акыде Речь Аллаха и тем, кто использует в качестве довода слова кафира! Сказал Шейх Абу Хасан Аль-Аш’ари, да помилует его Аллах, в книгах «Аль-ибана» стр. 98, «Аль-макалят» стр. 158:
«Сказали му’тазилиты, джамиты и харуриты (т.е. хавариджи): “Поистине слова Всевышнего: “Милостивый истава на ‘Арш” означают, что Он овладел, подчинил и стал хозяином, и что Аллах везде” Они отвергли то, что Аллах, Велик Он и Могуществен, над Своим ‘Аршем, как это сказали люди истины, они же (му’тазилиты, джамиты и харуриты) посчитали, что «Аль-истива» – это могущество (власть)».
Тоже самое передал от му’тазилитов Аль-Багави в «Ма’алими-т-танзиль», том 2, стр. 197 и Ибн Хаджар в «Фатху-ль-Бари», том 13, стр. 416. Сказал Имам Имамов Ибн Хузайма в своей книге «Ат-таухид», том 1, стр. 133:
«Мы верим в сообщение Аллаха, что наш Творец над Своим ‘Аршем возвышен, мы не меняем слова Аллаха и не говорим слова, кроме тех, которые нам сказали, как это сказали му’аттыля-джахмиты: “Поистине, истава на Его ‘Арш – не возвышение” Они изменили слова, которые им были сказаны [Аллахом и Его Посланником], уподобляясь поступку иудеев, когда им была сказано, скажите: “Хитта (прости)”, они сказали: “Хинта (пшеница)”, противореча повелению Великого и Всемогущего Аллаха, так же поступили и джахмиты»:
Уже стали очевидны доказательства из Корана, сунны и иджмы сподвижников, на возвышение Всеблагого и Всевышнего Аллаха над Своим ‘Аршем, как это подобает Ему, без уподобления творениям, без задавания вопроса «как?» [или без придавании формы] и без отрицания. Первый же, кто стал отрицать это и перерастолковал как «овладение» – это Джа’д ибн Дирхам, который казнен за свое заблуждение Халидом ибн ‘АбдулЛах Аль-Касри, в 124 году по хиджре, он первый, кто начал обсуждать сифаты и отрицать их. Вахб ибн Мунаббих заметил его первые отклонения в том, что он много задавал вопросов о сифатах и сказал ему: “Горе тебя, о Джа’д, умерь свои вопросы об этом, я думаю, что ты из погибших! Если бы Всевышний нам не поведал, что у Него есть «Йад» (Рука) – мы бы не говорили это и о том, что у Него есть ‘Айн (Глаз) – мы бы не говорили это.” Он упомянул такие сифаты как ‘Ильм (Знание), Калям (Речь) и другие. Это скверное заблуждение от него (Джа’да) взял подобный ему Джахм ибн Сафван (128 г\х) и начал говорить о нем открыто, поэтому идеологию джахмитов относят именно к нему. (Аль-бидайату ва-н-нихайа, том 9, стр. 450; Маджму’у-ль-фатава, том 9, стр. 20)»
2. Лишение слова истава какого-либо смысла.
Они называют это тафуидом (что в арабском языке означает препоручение дела кому-то, оставлять это дело за кем-то), то есть в данном случае они говорят, что смысл слова "истава" знает только Аллах. Однако по сути это та'тыль, то есть отвергание/лишение смысла аятов Корана. Тафуид саляфов - подтверждение слова и его значения, но отвергание образа. А тафуид философов (мутакаллимов) - это подтверждение слова, но отвергание его значения и отвергание образа. Они говорят: "Мы не знаем что значит истава". Как же похожи их слова на слова тех заблудших, что были до них!
«Сказали мы этим (заблудшим) - видели ли вы Слово Аллаха: «И придет Господь и ангелы его рядами» (Сура «Фаджр» 89:21)?
Они ответили: «Что касается ангелов, то они придут рядами, а что касается Господа, то мы не знаем что это значит, и не знаем, как Он придет».
И сказал я им: «Воистину, мы не обязываем вас знанием о том, как Он придет! Однако мы обязываем вас уверовать в Его Приход! Какой ваш хукм относительно того, кто говорит, что не придут его ангелы рядами?»
Ответили они: «Кафир, посчитавший ложью (Коран)».
Сказал им я: «И точно также тот, кто отрицает, что Аллах придет – он такой же кафир, посчитавший ложью Коран!»»
См. «‘Акъидату-ссаляф уа асхаби-ль-хадис» стр. 48-49.
Суть их метода в том, что в отношении атрибутов и качеств Аллаха признается лексическое значение слова, но не признается буквальный смысл, в отличии от метода тавиля, где слова пытаются как-то по другому истолковать. То есть говорят что не знают, что означает "вознесся над Троном" в отношении Аллаха. Это является лишением смысла этих аятов Корана. Аллах ниспослал аяты, в которых описывает и восхваляет Себя, чтобы люди могли осознать Его Величие, а эти люди говорят "мы не знаем что это значит"! Это является ужасной ошибкой, которая обессмысливает аяты об именах атрибутах Аллаха и которая открывает пути для философов, приверженцев нововведений и страстей, которые говорят "вы не знаете, но мы знаем" и начинают по-своему истолковывать эти аяты.
Этот метод основывается не на Коране, Сунне или словах сподвижников и саляфов, а на ложных доводах философии и логики, а также на ошибочном понимании некоторых слов саляфов, в соответствии с правилами этой философии и логики. К примеру они говорят, что понимание контекстов об атрибутах Всевышнего Аллаха, Свят Он и Возвышен, в прямом смысле ведет к уподоблению, значит контексты противоречат разуму, а они не должны противоречить ему и т.д. и т.п. Как следствие, разум ставится перед контекстами и становится главным критерием утверждения или отрицания чего-либо в отношении Всевышнего Аллаха, тогда как главным и единственным критерием этого должны быть Коран и Сунна.
Также ограниченный разум людей просто не способен познать даже некоторых сотворенных вещей, не говоря уже о Всевышнем Аллахе. Так какое же мы имеем право говорить без доводов из Корана и Сунны, опираясь лишь на собственный разум, что возможно в отношении Всевышнего Аллаха, а что нет или что подобает Всевышнему Аллаху, а что нет?! Подобные рассуждения не могут быть справедливы в отношении Всевышнего Аллаха. Он запретил говорить что-либо в Его отношении без знания:
Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете». (Коран 7:33)
Сказал Всевышний Аллах:
«Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием». (Коран 20:110)
Передают слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Размышляйте о милостях Аллаха, но не размышляйте о (самом) Аллахе». Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама» (1), Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» (8/385), и др.
В другой версии этого хадиса, которая передаётся со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Размышляйте о творении Аллаха, но не размышляйте о (самом) Аллахе!»
Когда Аллах говорит в Коране что Он Возвысился над Троном мы принимаем это как есть, в прямом смысле, но не представляем образ этого, не уподобляем возвышению творений и останавливаемся на этом, не говоря ничего от себя.
Основная ошибка заблудших течений в отношении имен и атрибутов Аллаха как раз в том, что они не остановились там, где остановился Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники. Они продолжали погружаться в ненужные рассуждения, которые являются разговорами об Аллахе без знания.
Аль-Ауза'и (да смилуется над ним Аллах), сказал:
“Будь стойким в приверженности Сунны. Остановись там, где остановились люди (сподвижники и их последователи). Говори то, что говорили они, и удержись от того, от чего удержались они. Иди по пути твоих праведных предшественников. Поистине то, что было достаточно им, будет достаточным и тебе”
См Хильяту аль-Аулия. т.6. с.143.
Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сказал:
“Кто познал достоинство предшественников, тот знает, что удержались они от некоторых речей и от множества споров и препирательств, а также от разъяснения сверх необходимого, не из-за слабости, и не из-за невежества, и не из-за упущения и неспособности. А только лишь по причине набожности и страха перед Аллахом, и дабы оставить занятие бесполезным в пользу полезного. И таков их подход ко всему, о чем они говорили из основ религии и ее ответвлений, толкования Корана и разъяснения хадисов, аскетизма и речей, смягчающих сердца, мудрых изречений и наставлений. И кто пошел их путем, тот встал на правильную стезю”.
См. Байан фадль 'ильм ас-саляф 'аля 'ильм аль-халаф. с.9.
И в заключение хвала Аллаху, Господу миров, пусть же Он ведет нас по прямому пути!