Что такое хадис?
Хадис может представлять собой:
- изречение (кауль);
- одобрение (такрир);
- образ (васф);
- действие (фи‘ль) Посланника Аллаха ﷺ.
Передача хадисов
Вначале Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха запретил записывать свои слова. Однако, запрет был только на записывание, а не на устную передачу:
Абу Са‘ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не пишите сказанное мною. И кто записывал что-то из сказанного мною, кроме Корана, пусть сотрёт это. И передавайте мои слова, ибо ничего предосудительного в этом нет, а кто возведёт на меня ложь (передатчик Хаммам сказал: "И кажется, он сказал: ‹намеренно›"), пусть готовится занять своё место в Огне» (Сахих Муслим, 3004).
В тот период времени записывался Коран, поэтому запрет был нужен, чтобы избежать смешивания Корана и хадисов. Имам Аль-Хатыб Аль-Багдади в качестве причин запрета упомянул то, что большинство арабов не умели писать, и, соответственно, любое слово, записанное в свиток, они могли воспринять как часть Корана («تقييد العلم», с. 57)
Что интересно этим хадисом аргументируют противники Ислама или еретики, принципиально не признающие и отвергающие Сунну, но когда дело касается подтверждения ими своих слов, они быстро забывают свои принципы и берут в качестве довода хадисы и асары, против которых сами же и борются. И это лишний раз доказывает их приверженность собственным страстям, а не истине.
От сподвижников передается, что впоследствии им дозволялось записывать хадисы:
Абдулла бин Амр однажды задал Пророку (мир ему и благословение Аллаха) вопрос:
"О Посланник Аллаха, курайшиты говорят: «Ты записываешь всё, (что услышал) от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), но ведь он – человек, который может гневаться так, как гневаются остальные люди!»", тот указал на свои губы и ответил: «Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, из них не выходит ничего, кроме истины – посему записывай!» (Абу Дауд, Ахмад. Достоверность подтвердили аль-Хаким и аз-Захаби. См. «аль-Мустадрак», 1/145-147).
‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я записывал все, что я слышал от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), желая запомнить это. Но курайшиты запретили мне поступать так и сказали: “Неужели ты записываешь все? Ведь посланник Аллаха является простым человеком. Иногда он говорит, будучи разгневанным, а иногда он говорит, будучи довольным”. Тогда я перестал записывать, а затем рассказал об этом посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он же указал пальцем на свой рот и сказал: «Записывай! Клянусь Тем, в Чьей Руке находится моя душа, отсюда не выходит ничего, кроме истины!»”
Ахмад 2/62, Абу Дауд 3646, ад-Дарими 1/125.
Абу Хурайра сказал (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не было среди сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) никого, кто рассказал бы больше хадисов, чем я, кроме Абдуллы бин Амра; поистине, он записывал их, а я – нет» Аль-Бухари 113.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился с увещеванием к людям, один человек из Йемена по имени Абу Шах сказал: “Запиши это для меня, о посланник Аллаха”. На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Запишите это для Абу Шаха!» Аль-Бухари 112, 2434.
Таким образом, устные передачи не запрещались и запрет на запись не был постоянным, о чем свидетельствуют хадисы и асары выше. Множество текстов указывает на то, что сподвижники передавали всё, что видели и слышали от Посланника (мир ему и благословение Аллаха), ибо опасались умереть, не передав того, что слышали от него, ибо его слова и дела были поклонением и основным источником знания. И есть две причины тому, почему сподвижники стремились передать все хадисы:
Первая, сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал передавать свои слова:
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Да сделает Аллах прекрасным того, кто услышал мои слова, запомнил и усвоил их, и передал тому, кто не слышал их». Ахмад 1/436, ат-Тирмизи 2656, 2657, 2658, Абу Дауд 3660, Ибн Маджах 230, 231, 232, 233, 236. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 404.
Также он говорил: «Распространяйте от меня даже один аят». аль-Бухари 3461.
Также пример: Сообщается, что Абу Шурайх[1], да будет доволен им Аллах, сказал:
− Я слышал, что сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на следующий день после завоевания Мекки[2]. Я слышал эти слова своими ушами, усвоил их своим сердцем, и я видел его собственными глазами, когда он говорил это. (Сначала Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) воздал Аллаху хвалу и восславил Его, а потом сказал: «Поистине, Мекку объявил священной Аллах, а не люди, и поэтому непозволительно человеку, верующему в Аллаха и в Последний день, ни проливать в (этом городе) кровь, ни вырубать в нём деревья. Если же кто-нибудь посчитает это для себя допустимым(, ссылаясь на то, что) в Мекке сражался Посланник Аллаха[3], скажите ему: “Поистине, Аллах разрешил это Своему посланнику, но не разрешал вам!” Да и мне Он позволил делать это только в течение части этого дня, и сегодня она вновь стала столь же священной, как и вчера, так пусть же присутствующий известит (об этом) отсутствующего!» См. также хадисы №№ 1832 и 4295. Этот хадис передали Ахмад 4/15, аль-Бухари 104, Муслим 1354, ат-Тирмизи 809, ан-Насаи 2876.
[1] Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Он – аль-Хазраджи, известный сподвижник». См. «Фатхуль-Бари» 1/197.
[2] То есть после окончательной победы мусульман над курайшитами и вступления их войск в город 12 января 630 года.
[3] В целом вступление мусульман в Мекку проходило беспрепятственно, если не считать стычки колонны под предводительством Халида ибн аль-Валида, да будет доволен им Аллах, с немногочисленным отрядом мекканцев, потерявших в этом бою пятнадцать человек убитыми.
Вторая, они опасались скрывать знания исходя из аятов Корана, запрещающих подобное, а также и пророческих хадисов. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Того, кто утаит знание в День Воскрешения Аллах взнуздает огненной уздой». Ибн Хиббан 1/298, аль-Хаким 1/182.
Сам Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: “Люди говорят, что Абу Хурайра передал много хадисов, однако если бы не два аята из Книги Аллаха, то я не передал бы ни одного”. Затем он прочитал следующие аяты: «Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие, за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину. Я приму их покаяния, ибо Я – Принимающий покаяния, Милующий» (аль-Бакъара 2: 159-160). Бухари 118.
Передавались хадисы от сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ. Первые в мире из них появились, когда еще Посланник Аллаха ﷺ был жив, и главным условием для достоверного хадиса было то, чтобы у него была непрерывная цепочка из передатчиков до самого Пророка ﷺ, которая называется иснад.
Иснад представляет собой перечень из всех тех людей, которые участвовали в передаче определенного хадиса, и в начале иснада должно находиться имя сподвижника Пророка Мухаммада ﷺ (сахаба), который впервые его озвучил. У наиболее достоверных хадисов - большое количество непрерывных иснадов (цепочек передатчиков). Но для того, чтобы определить достоверность хадиса, недостаточно было только наличие непрерывного иснада: биографии самих передатчиков также подвергались проверке, чтобы выяснить, не было ли среди передатчиков людей с плохой памятью, психически неуравновешенных или тех, которые были известны как нечестные. Если такие люди в иснаде находились, то таких передатчиков считали слабыми, а сам хадис достоверным не мог быть признан.
Ахлюль хадис и изучение, передача и записывание хадисов
Существует понятие ахлюль хадис, которое в переводе с арабского означает «приверженцы хадисов». Ахлюль хадис – так называют тех, кто не просто слушает хадисы, записывает их и передает, но и следующих им, заучивающих хадисы, понимающих их смысл в скрытом и явном. Ахлюль хадис – это мусульмане, следующие за достоверными хадисами Пророка Мухаммеда ﷺ и делу его сподвижников. Шейху-ль-ислам ибн Таймия разъясняя понятие ахлюль хадис приводил в пример людей Корана (ахль аль-Куран), которые не ограничиваются тем, что любят Коран и хадисы, а, также как и ахлюль хадис исследуют смысл Корана и действуют в соответствия с полученными из него знаниями. В хадисах Пророка Мухаммеда ﷺ более подробно разъясняется суть Священного Корана.
Хадисы подразделяются на достоверные (сахих), хорошие (хасан) и слабые по степени своей достоверности. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, человек, который припишет ему то, чего он на самом деле не говорил, займет в огне Ада свое место, поэтому сподвижники Посланника Аллаха ﷺ ответственно относились к тому, что они передают.
Достоверные хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ слушать и знать должен каждый верующий мусульманин. Некоторые сподвижники Пророка Мухаммеда ﷺ слышали от него большое количество хадисов и передали их потомкам через длинный крепкий иснад: многие хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ посчастливилось слушать и передать Абу Хурайре – ему Посланник Аллаха ﷺ рассказал пять тысяч триста семьдесят четыре хадиса.
Людей, которые занимаются изучением и обработкой хадисов, изучают науку и терминологию, с ними связанную, обладают обширными знаниями о том, по каким критериям хадисы считаются приемлемыми и определяется их достоверность, называют мухаддисами. Они собирают тексты хадисов, проверяют иснад (цепочки) передатчиков на присутствие среди них людей ненадежных. По словам шейха аль-Ислама, ахлюль хадис являются предшественниками из первых трех поколений, а также те, кто последовал за ними.
Хадисоведение
Изучением хадисов занимается специальная наука в исламе – хадисоведение или мусталях аль-хадис. В эту науку входит несколько религиозных дисциплин, которые мусульманские ученые всего мира используют для того, чтобы выявить степень достоверности как хадисов, так и их передатчиков.
Сама же наука хадисоведение подразделяется на ильм аль-хадис аль-хасс би-р-ривая, то есть направление, которое изучает путь, которым хадис через цепочку передатчиков дошел до нас, и ильм аль-хадис аль-хасс би-д-дирая, то есть направление, которое устанавливает подлинность хадиса, изучает все те положения, которые извлекаются из него, изучает виды хадисов и условия для их приемлемости.
Источниками самих принципов передачи хадисов и правил их передачи служат Священный Коран и Сунна Пророка Мухаммеда ﷺ. Необходимость устанавливать достоверность хадиса или цепочки передатчиков появилась только после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ, поскольку среди мусульман мира наметился раскол, ислам разделился на течения и секты, использующие подложные или выдуманные предания, чтобы защитить свои убеждения.
Любой хадис имеет иснад или санад, то есть цепочку передатчиков, а также матн, то есть саму суть хадиса, его смысл, то, что было сказано Пророком Мухаммедом ﷺ. В хадисах Пророка Мухаммеда ﷺ затрагиваются вопросы самые разные, которые освещают самые разные стороны жизни мусульманина и разъясняются правила, которых следует придерживаться в повседневной жизни, слушать или смотреть видео о хадисах и руководствоваться ими в своей жизни.
Источник
Список авторитетных сборников хадисов
Самые известные сборники - это шесть сборников хадисов (аль-кутуб ас-ситта). Свидетельством тому служит внимание, которое оказали учёные, изучая иснады (цепочки передатчиков) и матны (тексты) этих книг. Например, книга Юсуфа аль-Миззи «Тухфат аль-Ашраф» посвящена упорядочиванию хадисов именно этих шести книг по сподвижникам, передавшим эти хадисы:- Сахих Аль-Бухари
- Сахих Муслим
- Сунан Ан-Насаи
- Сунан Абу Давуд
- Сунан Ат-Тирмизи
- Сунан Ибн Маджа
Самым авторитетным в мире ислама мухаддисом считают Мухаммеда ибн Исмаила аль-Бухари, который обработал огромное количество хадисов – около шестисот тысяч, а по тем, которые он отобрал как самые достоверные, он составил сборник, в который вошли только семь тысяч четыреста хадисов – этот сборник называется «аль-Джами ас-Сахих».
«Сахих» имама Муслима — второй по своей достоверности и важности сборник достоверных (сахих) хадисов после сборника «Сахих» имама аль-Бухари, составленный имамом Муслимом ибн Хаджджаджем
Общеизвестно, что все хадисы в сборниках аль-Бухари и Муслима достоверные. Лишь небольшое количество из них некоторые учёные назвали слабыми.
Также следует отметить крупные сборники от известных имамов:
- Муватта имама Малика
- Сунан ад-Дарими
- Муснад имама Ахмада
Все вместе эти сборники известны как 9 сборников хадисов (кутуб тис’а).