Что такое дуа?

Что такое дуа?

Определение мольбы

Смысл слова الدُّعَاء (дуа) «мольба» в арабском языке.
Ибн Манзур сказал: "دعا رجل دعواً دِعاءً – воззвал человек призывом зовом – т.е. позвал. دَعَوْتُ فُلاناً – я позвал такого-то – т.е. я окликнул его и привлёк его внимание". «Язык арабов» 14/258.

Определение мольбы в Шариате.
В Шариате мольба имеет несколько определений: это устремление к Всевышнему Аллаху. «Язык арабов» 14/257.
аль-Хытаби сказал, что الدُّعَاء «мольба» означает взывание к Аллаху с просьбой о помощи.

Истинный смысл мольбы – это демонстрация нужды в Аллахе, отрицание своей мощи и силы, что по сути является вершиной поклонения. В ней также содержится признание человеческой слабости, похвала Аллаху Всевышнему и придание всей щедрости Ему одному. "Положение о мольбе", аль-Хытаби, стр. 4.

Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) дал следующее определение: «Это требование того, что полезно возводящему мольбу и требование об отвращении того, что вредно для него». Аль-Фаваид, ибн аль-Къайим, 3/2.

Некоторые дали определение, что мольба это взывание к Аллаху с просьбой желанием того, что является добром для него, а также страстное обращение к Аллаху об осуществлении желанного и спасении оттого, что страшно человеку. «ад-Дуа», шейх аль-Худри, 10 стр.

Мольба упоминается в значении поклонения в словах Всевышнего Аллаха:

قُلْ أَنَدْعُو مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنْفَعُنَا وَلَا يَضُرُّنَا
Скажи: «Разве мы станем поклоняться помимо Аллаха тому, что не приносит нам пользы и не причиняет нам вреда? (6:71).
Также в слове Аллаха:
وَلَا تَدْعُ مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنْفَعُكَ وَلَا يَضُرُّكَ
Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. (10:106).
Также в слове:
فَلَا تَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ
Не взывай к другим богам помимо Аллаха… (26:213).
В слове Аллаха:
وَالَّذِينَ لَا يَدْعُونَ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ
Они не взывают помимо Аллаха к другим богам. (25:68).
А также в слове Аллаха:
قُلْ مَا يَعْبَأُ بِكُمْ رَبِّي لَوْلَا دُعَاؤُكُمْ
Скажи: «Мой Господь не стал бы обращать на вас внимание, если бы не ваши мольбы. (25:77).

Передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Дуа – это поклонение».
Абу Дауд (1479),  Насаи (11464),  Тирмизи (3596),  Ибн Маджа (3829), Албани (3407).

Условия принятия мольбы.

У мольбы есть множество условий, которые обязательно должны быть выполнены, дабы эта мольба была мила Аллаху и принята Им. Среди них есть и следующие:

1. Взывающий с мольбой должен знать, что только Аллах может принять её.
Ведь никто не может послать ему пользу или отвернуть от него зло, кроме Аллаха.

Всевышний Аллах сказал:

أَمْ مَنْ يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ

Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло? (27:62).

Это и есть проявление единобожия на теории – признания его господства (ар-Рубубия).

2. Не должен взывать с мольбой ни к кому, кроме Аллаха.
Нельзя просить у кого-то, кроме Аллаха или взывать к кому-то, кроме Него, т.к. это является ширком (приданием Аллаху сотоварищей).

Всевышний Аллах сказал:

وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا

Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом. (72:18).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«إذا سَأَلْتَ فَسْأَلِ اللهَ و إذا اسْتَعَنْتَ فاسْتَعِنْ بِاللهِ»

«Если ты просишь, то проси у Аллаха, а если обращаешься за помощью, обращайся к Аллаху».
Ахмад 1/293, 307, ат-Тирмизи (2511), достоверный хадис по мнению аль-Албани (7957).

Это проявление единобожия на практике – признание Его божественности (аль-Улюхия).

см. «Мольба», автор Мухаммад ибн Ибрахим аль-Хамд.

Наш Господь сказал:

«Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными».
﴾Сура «Прощающий» аят 60﴿

"Имам Ахмад передал от ан-На’мана ибн Бишара (Да будет доволен им Аллах!), что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:
« إن الدعاء هو العبادة » «Поистине мольба (дуа) — это поклонение», а затем прочитал: ﴾ ٱدْعُونِىۤ أَسْتَجِبْ لَكُمْ ﴿ «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. ﴾ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِى ﴿ Воистину те, которые превозносятся над поклонением Мне, ﴾ سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَٰخِرِينَ ﴿ войдут в Геенну униженными» [«Сахих» Абу Дауд 1479, ат-Тирмизи 3247, Ахмад 267/4, Ибн Хаббан 890].

Имам Ахмад также сообщил, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « من لم يدع الله عز وجل، غضب الله عليه » «Кто не взывает к Аллаху Всевышнему, на того Аллах гневается»

Слова Аллаха: ﴾ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِى ﴿ «Воистину те, которые превозносятся над поклонением Мне» — т.е. мольбой ко Мне и принятием Единобожия; ﴾ سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ ﴿ «войдут в Геенну униженными» — т.е. опозоренными и пристыженными". Cм. Тафсир Ибн Касира.

«Аллах гневается на того, кто не просит у Него»
[ат-Тирмизи 3373, Ибн Маджа 3827, Ахмад 2/442-443, аль-Бухари в «Адабуль-муфрад» 658]

И Он запретил обращаться с дуа (взывать) к кому либо, кроме Себя:
"Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом!" Коран 72:18.

"Скажи: «Разве мы станем взывать помимо Аллаха тому, что не приносит нам пользы и не причиняет вреда? Разве мы обратимся вспять после того, как Аллах наставил нас на прямой путь, подобно тому, кого дьяволы на земле обольстили и привели в замешательство, чьи товарищи призывают его на прямой путь: «Иди к нам!»». Скажи: «Путь Аллаха — единственно верный путь, и нам велено покориться Господу миров". Коран 6:71

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Если ты просишь, то проси у Аллаха, а если обращаешься за помощью, обращайся к Аллаху».
Ахмад 1/293, 307, ат-Тирмизи (2511).

Тафсир к аяту от шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усеймина:

– Это слова Великого и Могучего Аллаха и обещание, а Всевышний Аллах не нарушает Свои обещания. «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам». Под зовом (дуа) здесь имеется виду обращение с поклонением и обращение с просьбой.

Что касается обращения (зова) с поклонением (дуа ибада), то это тот случай, когда человек выполняет какое-либо поклонение Аллаху. Ведь если ты спросишь его: зачем ты выстаивал молитву? Зачем ты выплачивал закат? Зачем ты держал пост? Зачем совершал хадж? Зачем ты делал джихад? Зачем ты был благочестив с родителями? Зачем ты поддерживал родственные связи? Он ответит: «Я хотел через это достичь довольства Великого и Могучего Аллаха». – Таким образом это поклонение входит в понятие «обращение, зов».
А что касается обращения с просьбой (дуа мас-аля), то оно заключается в том, что ты просишь у Аллаха что-либо. Например говоришь: О Господь, прости меня, о Господь, помилуй меня, о Господь дай мне удел, – и подобное этому. И оно так же является поклонением, как пришло в хадисе: «Дуа – это поклонение». (Ахмад 4/271, Абу Дауд 1264, Ат-Тирмизи 3294 и сказал, что хадис хороший-достоверный, Ибн Маджа 3818) Оно вляется поклонением, так как в нем присутствует обращение к Аллаху, и признание Его превосходства.
Таким образом Его слова «Взывайте ко Мне» распространяется и на обращение с поклонением и на обращение с просьбой.

«… и Я отвечу вам» – Ответом для обращения с поклонением является принятие Аллахом выполненного поклонения, а ответом для обращения с просьбой является дарование того, что человек просит. И таково обещание Аллаха. Но для этого необходимо наличие некоторых обстоятельств, необходимо наличие определенных условий для того, чтобы было отвечено на дуа.

Условие первое: чистота намерения для Аллаха (ихляс). Ты должен очищать свое намерение, чтобы быть обращающимся по праву. Если это в каком-либо обряде поклонения, то не приобщай к Аллаху ничего, не совершай поклонение ради показухи или чтобы потом хвастаться этим, и не ради того, чтобы сказали люди: «Он был в хадже, он щедрый, он много постится». Если же ты не будешь придерживаться этого, то сделаешь напрасным то, что совершал.
Так же и в обращении с просьбой: необходимо соблюдать чистоту в намерении. Обращайся к к Аллаху с чувством, что ты нуждаешься в Нем, а Он не нуждается в тебе; чувствуя, что Он способен дать тебе то, что ты просишь.

Условие второе: чтобы не было дуа преступным. Если же оно будет преступным, то не примет его Аллах, даже если просит отец для сына, или мать для сына, согласно тому, что сказал Всевышний Аллах:

«Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих». (Сура «Преграды», аят 55)

И если человек просит о том, что является грехом, просит что-нибудь запретное – я прибегаю к Аллаху от этого – это его дуа не принимается, так как он преступил. И так же если он попросит то, что невозможно по шариату, например скажет: «О Аллах, сделай меня пророком». Это не разрешается, и это преступление, которое не принимается. Так же если будет делать дуа против того, по отношению к кому поступил несправедливо – дуа не принимается. И если женщина будет делать дуа против своего сына, за то что тот любит свою жену – дуа ее не принимается. И если отец делает дуа против своего сына, за то что тот общается с праведными людьми – такое дуа не принимается. Таково условие: не должно быть в дуа преступления.

Условие третье: чтобы взывая к Аллаху, человек был уверен в ответе на зов, чтобы не было это дуа для него пробой, действием совершаемым «на авось». А ведь некоторые люди обращаются к Аллаху чтобы проверить примется их дуа или нет – такое дуа не принимается от них. И если обращаешься к Аллаху, то взывай с уверенностью, что Аллах ответит, потому что, твое дуа, тогда, когда ты сомневаешься – не принимается.

Условие четвертое: отстранение от запретного. Человек не должен употреблять в пищу запретное. А кто употребляет запретное, полученное от ростовщичества, мошенничества, обмана и тому, что подобно этому – не будет ему отвечено на дуа. Доводом этому являются слова пророка, мир ему и благословение Аллаха:

«Поистине Аллах – благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И поистине Всевышний Аллах повелел верующим то же, что повелел посланникам, Он сказал: «О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете». (Сура «Верующие», аят 51)

И сказал:

«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас». (Сура «Корова, аят 172)

Затем (пророк, мир ему и благословение Аллаха) рассказал о человеке, который «долго находится в пути, его волосы растрепаны, и сам он в пыли протягивает руки к небу, взывая: «О господи! О господи!» – Но еда его запретная и питье его запретое, и одежда его запретная, и вскормлен он на запретном – так как же при этом будет ему отвечено?!» (Муслим 1686)
Указал пророк, мир ему и благословение Аллаха, что такое положение далеко от того, чтобы Аллах ответил на дуа. При том, что тот человек взял причины, при которых дуа заслуживает ответа, но то, что он употреблял в пищу запретное, удалило его от принятия Аллахом его дуа. Просим у Аллаха избавления (от такого в жизни).

Таковы четыре необходимые условия для дуа.
И благополучие – от Аллаха.

«Шарх рияду ас-салихин», т. 6, с. 7-10.

Примеры ширка в дуа

Сообщается, что (‘Абдуллах) ибн Мас’уд сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал одни слова, я же сказал другие. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто умер, взывая к кому-либо наряду с Аллахом, попадёт в Огонь”, я же сказал: “Войдёт в рай тот, кто умер, ничему не взывая наряду с Аллахом”». См. также хадисы № 1238 и № 6683. Этот хадис передали Ахмад 1/462 и 464, аль-Бухари 4497 (8/132, 11/493), Муслим 92. 

Обожествление - это приписывание божественных качеств кому-либо, кроме Всевышнего Аллаха и посвящение ему дел поклонения, которых достоин только Всевышний Аллах. И обращение с дуа напрямую к мертвым является посвящением им этого вида поклонения и нарушением единобожия - ширком.

Просящий у мертвого взывает (делает дуа, а дуа это поклонение) к тому, что не приносит, ни пользы, ни вреда, а это то, что запретил Всевышний Аллах:
"Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь так, то окажешься в числе беззаконников" Коран 10:106.

Дела покойного прекращены и он сам нуждается в том, чтобы за него молились Аллаху. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
"Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него". (Муслим 1631)

Что касается дуа возле могил, то это могут быть следующие случаи:

1) дуа к Аллаху у могилы мусульманина, чтобы Он простил его - Сунна.

2) дуа к Аллаху у могилы праведника, с убеждением в том, что совершение дуа у могилы праведника лучше, чем других местах - нововведение, ведущее к ширку и превращению кладбищ в места для поклонения, что является уподобление иудеям и христианам. Это то, с чего началось их заблуждение, ведь они не сразу начали совершать ширк.

3) дуа к Аллаху у могилы праведника, посредством достоинства (положения, авторитета) умершего праведника - нововведение, ведущее к ширку и превращению кладбищ в места для поклонения, что является уподобление иудеям и христианам. Это то, с чего началось их заблуждение, ведь они не сразу начали совершать ширк.

4) дуа напрямую к мертвому у его могилы о своих нуждах (большой ширк) или с просьбой о заступничестве перед Аллахом (есть мнение, что это малый ширк, например слова "О такой-то! Сделай дуа Аллаху для меня", но в этом разногласия и он может доходить до большого, например если взывающий считает, что мёртвый сам по себе владеет правом заступничества, что мёртвый слышит его везде и т.п.) - ширк и нововведение. Это то, что совершают иудеи и христиане, а также многие из числа шиитов и суфиев.

На практике у современных суфиев все смешано, они просят у мертвого "Попроси у Аллаха", и в то же время просят самого мертвого напрямую "Приди к нам на помощь". Крайние суфии приписывают своим шейхам различные сверхспособности, вплоть до того, что они (те, которые достигли статуса "кутб аль-гаус" [1]) управляют мирозданием, вселенной. При этом они говорят, что все это даровал им Аллах, однако нет на это никаких доводов в Коране и Сунне. Пречист Аллах, даже про пророков нигде в Коране и Сунне не сказано, что Всевышний Аллах дал им власть над миром, хотя они самые достойные из людей! Да убережет Всевышний Аллах от подобных заблуждений!

[1] "Кутб, мн. ч. актаб (букв. "полюс") - один из четырех представителей суфийской иерархии святых третьего уровня; высший уровень представлен Кутбом аль-гаус; актаб ответственны за четыре стороны видимого мира и без их дозволения ничто не происходит в мире, даже движение муравья". См. "Талхис ал ма'ариф фи таргиб Мухаммад 'ариф".

Все виды таухида связаны между собой.
Поэтому тот, кто противоречит одному из видов таухида чем-то из ширка, то он таким образом может совершить ширк и в других его видах.

Пример этому если кто-то скажет: О, шейх такой-то - скажет это мертвому – спаси меня или сделай мне что-то и подобное этому...
Он призывает его с далекого расстояния, в то время как он под землей, стал пылью. Призыв этого человека этого мертвого - поклонение, которое он отдал кому-то помимо Аллаха, так как призыв (дуа, мольба) является сутью поклонения.

И эти действия – ширк в поклонении (улюхии), и если его мольба о его нужде из достижения добра или отталкивания зла, или исцеления больного или подобное этому из того, на что не способен никто, кроме Всевышнего Аллаха, делается с убеждением что тот, кого он просит может это сделать – это ширк в господстве (рубубии), так как он убежден что этот мертвый распоряжается вместе с Аллахом в Его владении.

Затем, если этот человек сделал дуа к этому мертвому с убеждением, что он слышит, как с далекого, так и с близкого расстояния, в любое время, в каком бы месте он не был (что можно услышать от некоторых суфистов про их шейхов), то это ширк в именах и атрибутах (аль асма ва ас-сыфат), так как он утвердил для этого мертвого слух, подобный слуху Аллаха, который охватывает все звуки, и не препятствует для него ни близкое, ни далекое расстояние.

Те, кто считает умерших заступниками повторяют то же самое, что говорили многобожники-курайшиты и то, что говорят иудеи и христиане, считающие своих святых заступниками. Например в молитвах христиан к этим святым есть слова «Моли Бога о нас».
Но заступничество принадлежит одному Аллаху и заступаться за верующих в Судный день смогут только те и за тех, кем доволен и кому дозволит Всевышний Аллах.

Сказал Всевышний Аллах:
"Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они — наши заступники перед Аллахом». Скажи: «Разве вы можете поведать Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?». Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи". (Коран 10:18)

"Или же они взяли себе заступников помимо Аллаха? Скажи: «А если они не владеют ничем и не разумеют?».
Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Нему вы будете возвращены»". (Коран 39:43-44)

"Те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют заступничеством. Заступаться будут только за тех или только те, которые осознанно засвидетельствовали истину". (Коран 43:86)

"Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?" (Коран 2:255)

"Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует". (Коран 39:3)

"Скажи: «Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом». Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников". (Коран 34:22)

"Вместо Аллаха он взывает к тому, что не приносит ему ни вреда, ни пользы. Это и есть глубокое заблуждение!" (Коран 22:12)

"Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке.
Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День Воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий". (Коран 35:13-14)

«Воистину, ты не наделишь слухом мертвецов и не заставишь глухих услышать твой призыв, если они повернулись спиной к тебе» (Коран, 27:80)

"Воистину, ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять". (Коран 30:52)

"Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?!
А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение". (Коран 46:5-6)

"Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться". (Коран 17:57)

"Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи". (Коран 1:5)

И как же похожи слова и действия тех, кто говорит о дозволенности просить заступничества у мертвых, со словами и действиями людей Писания! Да убережет нас Аллах от ширка и ведет прямым путем!

Также в этом разделе


Предыдущая запись Следующая запись

Возврат к списку